Могут ли негосударственные (частные) некоммерческие организации выполнять функции организаций для детей-сирот?

Как разъясняется в Разделе 6 Рекомендаций по совершенствованию деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях создания в них условий воспитания, приближенных к семейным, а также привлечению этих организаций к профилактике социального сиротства, семейному устройству и постинтернатной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утв. Письмом Минобразования и науки РФ от 18.06.2013 № ИР-590/07 "О совершенствовании деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"п. 1 ст. 155.1 Семейного кодекса РФ предусмотрена возможность устройства детей-сирот под надзор в некоммерческие организации, если указанная деятельность не противоречит целям, ради которых они созданы.

Согласно подпункту 24.2 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона РФ от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ. Таким образом, действующее законодательство предоставляет органам государственной власти субъектов Российской Федерации право создавать условия для развития различных форм устройства детей-сирот, включая негосударственные организации для таких детей.Действующее законодательство предоставляет органам государственной власти субъектов РФ право создавать условия для развития различных форм устройства детей-сирот, включая негосударственные организации для таких детей. Примерами таких организаций могут служить, в частности:

  • детские дома семейного типа, 

  • детские деревни-SOS, которые в настоящее время создаются и функционируют как образовательные учреждения для детей-сирот,

  • организации для детей-сирот, создаваемые религиозными организациями, предприятиями.

Примечание автора сайта - считаю организации, создаваемые религиозными организациями, достойной альтернативой организациям для детей-сирот интернатного типа только в том случае, если в ней для детей-сирот обеспечены (а) семейные условия воспитания и (б) светское образование, как закреплено в ст. 14 Конституции РФ. Подробнее можно почитать в личных заметках автора сайта.

Помещение детей-сирот под надзор в негосударственную организацию для детей-сирот осуществляется только на основании соответствующего решения органа опеки и попечительства. Выбор формы устройства несовершеннолетнего ребенка, оставшегося без попечения родителей, является исключительной компетенцией органа опеки и попечительства по месту жительства несовершеннолетнего.

В целях обеспечения прав детей, находящихся на основании решения органа опеки и попечительства в негосударственных организациях для детей-сирот, в законах и нормативных правовых актах субъектов РФ необходимо предусматривать порядок финансирования расходов по предоставлению детям полного государственного обеспечения и других мер социальной поддержки в период пребывания в негосударственной организации для детей-сирот и при выпуске из нее в соответствии с нормативами, предусмотренными для государственных и муниципальных организаций для детей-сирот.

Кроме того, негосударственные организации для детей-сирот могут на общих основаниях участвовать в деятельности по профилактике социального сиротства, семейному устройству детей-сирот (включая наделение их в установленном порядке полномочиями по выявлению детей, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и подготовке приемных родителей), и социальной адаптации детей этой категории.