Внимание: последнее обновление материалов сайта - 01.01.2017
Согласно п. 1 ст. 121 Семейного кодекса РФ ребенок считается утратившим родительское попечение и получает право на особую защиту со стороны государства в случае:
смерти родителей,
лишения их родительских прав или ограничения их в родительских правах,
Обратите внимание, что лишение прав или ограничение в правах утверждается исключительно по решению суда. Подробнее о порядке лишения прав или ограничения в правах рассказывается в отдельных материалах этого же раздела.
признания родителей недееспособными,
Признание недееспособным находится в исключительной компетенции суда, одного только заключения врача-специалиста или факта постановки на учет в психоневрологический диспансер недостаточно. Однако заключение специалистов может стать важным доказательством в пользу недееспособности при рассмотрении дела в суде.
болезни родителей,
Важно отметить, что семейное законодательство РФ не уточняет, как долго должна протекать болезнь или насколько она должна быть серьезна, чтобы ребенок имел право рассчитывать на защиту государства. Если в результате заболевания родитель не в состоянии выполнять свои обязанности даже совсем недолгое (но, тем не менее, критическое для благосостояния ребенка) время, органы опеки обязаны обеспечить ребенку временное убежище с постоянным присутствием взрослых, регулярным питанием и гарантиями личной безопасности. Это может быть семья родственников или соседей, если они знакомы ребенку и адекватны в качестве воспитателей, – или временный приют.
длительного отсутствия родителей,
Семейное законодательство РФ не уточняет причину отсутствия родителей. Если отсутствие настолько длительно, что ставит под угрозу личную безопасность и благополучие конкретного ребенка – например, в случае малолетнего ребенка это могут быть «всего лишь» сутки, в случае ребенка-инвалида – и несколько часов, – органы опеки обязаны признать ребенка лишенным родительского попечения и обеспечить защиту. Уважительный характер отсутствия имеет значение только для получения статуса на усыновление, но не для признания ребенка утратившим родительское попечение.
уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций,
В соответствии с п. 2 ст. 122 Семейного кодекса РФ и п. 7 Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, утв. Приказом Минобразования и науки РФ от 17.02.2015 № 101, в том случае, если мать отказывается забрать ребенка из родильного дома (отделения) или иной медицинской организации, руководитель медицинской организации обязан в течение трех рабочих дней со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в замещающую семью, составить и предоставить в орган опеки и попечительства:
► акт об оставлении ребенка матерью, не предъявившей документа, удостоверяющего ее личность, в медицинской организации, в которой происходили роды или в которую обратилась мать после родов;
► в случае оставления родителями (родителем) ребенка, предъявившими(им) документ, удостоверяющий личность, акт об оставлении ребенка в родильном доме (отделении) или иной медицинской организации.
Что касается детей, помещенных в государственную организацию для детей-сирот по заявлению родителей "в связи со сложной жизненной ситуацией", то с 1 сентября 2015 года порядок защиты прав этой категории детей на семейное воспитание регулируется пп. 12-16 Положения о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.05.2014 № 481. В частности, в нем установлено, что:
- Дети, являющиеся членами одной семьи или находящиеся в родственных отношениях, направляются в одну организацию для детей-сирот и размещаются в одной группе, за исключением случаев, когда это противоречит интересам детей.
- Для временного помещения ребенка в организацию для детей-сирот законный представитель обращается в орган опеки и попечительства по месту жительства или пребывания ребенка в целях заключения соглашения между законным представителем, организацией для детей-сирот и органом опеки и попечительства о временном пребывании ребенка в организации для детей-сирот. В соглашении предусматриваются мероприятия по предоставлению семье консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи, обязанности законного представителя ребенка в части его воспитания, посещения и участия в обеспечении содержания ребенка в организации для детей-сирот, срок пребывания ребенка в организации для детей-сирот, права и обязанности организации для детей-сирот, а также ответственность сторон за нарушение условий соглашения.
- В случае продления сроков пребывания ребенка в организации для детей-сирот руководитель организации для детей-сирот информирует об этом орган опеки и попечительства. В случае неявки (оставлении) родителей ребенка в организацию для детей-сирот, в которой ребенок находился по заявлению о временном помещении ребенка на полное государственное обеспечение по истечении срока, указанного в заявлении о временном помещении, руководитель организации для детей-сирот составляет акт об оставлении ребенка в организации (п. 7 Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, утв. Приказом Минобразования и науки РФ от 17.02.2015 № 101).
при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию,
В том случае, если действия или бездействия родителей или других лиц, на попечении которых находится ребенок, создают непосредственную угрозу жизни ребенка или его здоровью, органы опеки и попечительства в соответствии со ст. 77 Семейного кодекса РФ праве немедленно отобрать ребенка, о чем составляется акт об отобрании ребенка. При отобрании ребенка органы опеки обязаны незамедлительно уведомить прокурора, обеспечить временное устройство ребенка и в течение 7 дней после вынесения акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их в родительских правах.
Что касается остальных случаев, когда непосредственной угрозы жизни ребенку нет, Минобразования и науки РФ в п. 2 Письма Минобразования и науки РФ от 31.08.2010 № 06-364 "О применении законодательства по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних" рекомендует проводить обследование условий жизни и воспитания детей, находящихся в подобных семьях, вести учет детей указанной категории и составлять план мероприятий по защите их прав, с тем, чтобы по возможности не допустить их изъятия из семьи. При этом необходимо учитывать, что решение, которое выносится органом опеки и попечительства по итогам проведенного обследования, и сам акт обследования условий жизни и воспитания ребенка могут быть обжалованы в судебном порядке.
в других случаях отсутствия родительского попечения.
Важно отметить, что слова «и в других случаях» означает, что перечень обстоятельств, при которых ребенок признается лишенным родительского попечения, – открытый. Таким образом, даже если конкретная ситуация в законе не описана, но, по мнению сотрудника органа опеки, адекватное родительское попечение тем не менее отсутствует, у сотрудника органа опеки есть все полномочия признать ребенка нуждающимся в защите со стороны государства.
Например, при обнаружении органами внутренних дел беспризорного и безнадзорного ребенка. Взаимодействие учреждений здравоохранения и органов внутренних дел в оказании медицинской помощи детям в таких ситуациях регулируется Совместным Приказом Минздрава РФ № 414 и МВД РФ от 20.08.2003 № 633 "О взаимодействии учреждений здравоохранения и органов внутренних дел в оказании медицинской помощи несовершеннолетним, доставленным в органы внутренних дел". Сотрудник ОВД должен составить акт выявления и учета беспризорного и безнадзорного несовершеннолетнего, который в дальнейшем будет включен в личное дело ребенка.
Формы документов, используемых в работе органов опеки и попечительства, собраны в отдельном разделе (последний раздел в перечне слева).