В каких случаях ребенок считается лишенным родительского попечения и имеет право на защиту со стороны государства?

Согласно п. 1 ст. 121 Семейного кодекса РФ ребенок считается утратившим родительское попечение и получает право на особую защиту со стороны государства в случае:

  • смерти родителей,

  • лишения их родительских прав или ограничения их в родительских правах,

Обратите внимание, что лишение прав или ограничение в правах утверждается исключительно по решению суда. Подробнее о порядке лишения прав или ограничения в правах рассказывается в отдельных материалах этого же раздела.

  • признания родителей недееспособными,

Признание недееспособным находится в исключительной компетенции суда, одного только заключения врача-специалиста или факта постановки на учет в психоневрологический диспансер недостаточно. Однако заключение специалистов может стать важным доказательством в пользу недееспособности при рассмотрении дела в суде.

  • болезни родителей,

Важно отметить, что семейное законодательство РФ не уточняет, как долго должна протекать болезнь или насколько она должна быть серьезна, чтобы ребенок имел право рассчитывать на защиту государства. Если в результате заболевания родитель не в состоянии выполнять свои обязанности даже совсем недолгое (но, тем не менее, критическое для благосостояния ребенка) время, органы опеки обязаны обеспечить ребенку временное убежище с постоянным присутствием взрослых, регулярным питанием и гарантиями личной безопасности. Это может быть семья родственников или соседей, если они знакомы ребенку и адекватны в качестве воспитателей, – или временный приют.

  • длительного отсутствия родителей,

Семейное законодательство РФ не уточняет причину отсутствия родителей. Если отсутствие настолько длительно, что ставит под угрозу личную безопасность и благополучие конкретного ребенка – например, в случае малолетнего ребенка это могут быть «всего лишь» сутки, в случае ребенка-инвалида – и несколько часов, – органы опеки обязаны признать ребенка лишенным родительского попечения и обеспечить защиту. Уважительный характер отсутствия имеет значение только для получения статуса на усыновление, но не для признания ребенка утратившим родительское попечение.

  • уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций,

В соответствии с п. 2 ст. 122 Семейного кодекса РФ и п. 7 Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, утв. Приказом Минобразования и науки РФ от 17.02.2015 № 101, в том случае, если мать отказывается забрать ребенка из родильного дома (отделения) или иной медицинской организации, руководитель медицинской организации обязан в течение трех рабочих дней со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в замещающую семью, составить и предоставить в орган опеки и попечительства:

акт об оставлении ребенка матерью, не предъявившей документа, удостоверяющего ее личность, в медицинской организации, в которой происходили роды или в которую обратилась мать после родов;

► в случае оставления родителями (родителем) ребенка, предъявившими(им) документ, удостоверяющий личность, акт об оставлении ребенка в родильном доме (отделении) или иной медицинской организации.

Что касается детей, помещенных в государственную организацию для детей-сирот по заявлению родителей "в связи со сложной жизненной ситуацией", то с 1 сентября 2015 года порядок защиты прав этой категории детей на семейное воспитание регулируется пп. 12-16 Положения о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.05.2014 № 481. В частности, в нем установлено, что:

- Дети, являющиеся членами одной семьи или находящиеся в родственных отношениях, направляются в одну организацию для детей-сирот и размещаются в одной группе, за исключением случаев, когда это противоречит интересам детей.

- Для временного помещения ребенка в организацию для детей-сирот законный представитель обращается в орган опеки и попечительства по месту жительства или пребывания ребенка в целях заключения соглашения между законным представителем, организацией для детей-сирот и органом опеки и попечительства о временном пребывании ребенка в организации для детей-сирот. В соглашении предусматриваются мероприятия по предоставлению семье консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи, обязанности законного представителя ребенка в части его воспитания, посещения и участия в обеспечении содержания ребенка в организации для детей-сирот, срок пребывания ребенка в организации для детей-сирот, права и обязанности организации для детей-сирот, а также ответственность сторон за нарушение условий соглашения.

- В случае продления сроков пребывания ребенка в организации для детей-сирот руководитель организации для детей-сирот информирует об этом орган опеки и попечительства. В случае неявки (оставлении) родителей ребенка в организацию для детей-сирот, в которой ребенок находился по заявлению о временном помещении ребенка на полное государственное обеспечение по истечении срока, указанного в заявлении о временном помещении, руководитель организации для детей-сирот составляет акт об оставлении ребенка в организации (п. 7 Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, утв. Приказом Минобразования и науки РФ от 17.02.2015 № 101).

  • при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию,

В том случае, если действия или бездействия родителей или других лиц, на попечении которых находится ребенок, создают непосредственную угрозу жизни ребенка или его здоровью, органы опеки и попечительства в соответствии со ст. 77 Семейного кодекса РФ праве немедленно отобрать ребенка, о чем составляется акт об отобрании ребенка. При отобрании ребенка органы опеки обязаны незамедлительно уведомить прокурора, обеспечить временное устройство ребенка и в течение 7 дней после вынесения акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их в родительских правах.

Что касается остальных случаев, когда непосредственной угрозы жизни ребенку нет, Минобразования и науки РФ в п. 2 Письма Минобразования и науки РФ от 31.08.2010 № 06-364 "О применении законодательства по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних" рекомендует проводить обследование условий жизни и воспитания детей, находящихся в подобных семьях, вести учет детей указанной категории и составлять план мероприятий по защите их прав, с тем, чтобы по возможности не допустить их изъятия из семьи. При этом необходимо учитывать, что решение, которое выносится органом опеки и попечительства по итогам проведенного обследования, и сам акт обследования условий жизни и воспитания ребенка могут быть обжалованы в судебном порядке.

  • в других случаях отсутствия родительского попечения.

Важно отметить, что слова «и в других случаях» означает, что перечень обстоятельств, при которых ребенок признается лишенным родительского попечения, – открытый. Таким образом, даже если конкретная ситуация в законе не описана, но, по мнению сотрудника органа опеки, адекватное родительское попечение тем не менее отсутствует, у сотрудника органа опеки есть все полномочия признать ребенка нуждающимся в защите со стороны государства.

Например, при обнаружении органами внутренних дел беспризорного и безнадзорного ребенка. Взаимодействие учреждений здравоохранения и органов внутренних дел в оказании медицинской помощи детям в таких ситуациях регулируется Совместным Приказом Минздрава РФ № 414 и МВД РФ от 20.08.2003 № 633 "О взаимодействии учреждений здравоохранения и органов внутренних дел в оказании медицинской помощи несовершеннолетним, доставленным в органы внутренних дел". Сотрудник ОВД должен составить акт выявления и учета беспризорного и безнадзорного несовершеннолетнего, который в дальнейшем будет включен в личное дело ребенка.

Формы документов, используемых в работе органов опеки и попечительства, собраны в отдельном разделе (последний раздел в перечне слева).