Внимание: последнее обновление материалов сайта - 01.01.2017

Ребенок помещен в организацию для детей-сирот по заявлению родителей "в связи с трудной жизненной ситуацией" - каков статус на усыновление, опеку или приемную семью?

На каких условиях и на какой срок ребенок может быть передан в организацию для детей-сирот по заявлению родителей "в связи с трудной жизненной ситуацией"?

В соответствии с п. 2 ст. 155.1 Семейного кодекса РФ временное пребывание ребенка в организации для детей-сирот возможно в двух случаях:

  • в целях получения им медицинских, социальных, образовательных или иных услуг либо

  • в целях обеспечения временного проживания ребенка в течение периода, когда родители, усыновители либо опекуны или попечители по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка.

Временная передача ребенка в организацию для детей-сирот не прекращает прав и обязанностей родителей, усыновителей либо опекунов или попечителей в отношении этого ребенка.

С 1 сентября 2015 года порядок защиты прав этой категории детей на семейное воспитание регулируется пп. 12-16 Положения о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.05.2014 № 481. В частности, в нем установлено:

При временном помещении ребенка в организацию для детей-сирот, достигшего 10-летнего возраста, следует учитывать мнение самого ребенка.

Дети, являющиеся членами одной семьи или находящиеся в родственных отношениях, направляются в одну организацию для детей-сирот и размещаются в одной группе, за исключением случаев, когда это противоречит интересам детей.

Для временного помещения ребенка в организацию для детей-сирот законный представитель обращается в орган опеки и попечительства по месту жительства или пребывания ребенка в целях заключения соглашения между законным представителем, организацией для детей-сирот и органом опеки и попечительства о временном пребывании ребенка в организации для детей-сирот. В случае продления сроков пребывания ребенка в организации для детей-сирот руководитель организации для детей-сирот информирует об этом орган опеки и попечительства.

Подробнее об оформлении временной передачи ребенка под надзор в организацию для детей-сирот по заявлению родителей.

В соответствии с п. 7 Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, утв. Приказом Минобразования и науки РФ от 17.02.2015 № 101, в случае неявки (оставлении) родителей ребенка в организацию для детей-сирот, в которой ребенок находился по заявлению о временном помещении ребенка на полное государственное обеспечение по истечении срока, указанного в заявлении о временном помещении, руководитель организации для детей-сирот составляет акт об оставлении ребенка в организации.
 

Должны ли сведения о «родительских детях» передаваться в банк данных сведений о детях, лишенных родительского попечения?

Да. В соответствии п. 2 ст. 122 Семейного кодекса РФ и п. 1 ст. 5 Федерального закона РФ от 16.04.2001 № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» органы опеки и попечительства по месту нахождения «родительского ребенка» обязаны предоставлять региональному оператору банка данных сведения о каждом ребенке, оставшемся без попечения родителей и не устроенном на воспитание в семью в течение 30 дней с момента поступления ребенка в госучреждение (по заявлению биологических родителей или иной причине).

Случаи отсутствия родительского попечения описаны в п. 1 ст. 121 Семейного кодекса РФ, который гласит:

Защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

По мнению автора сайта, на время действия (и исполнения со стороны биородителей) соглашения между законным представителем, организацией для детей-сирот и органом опеки и попечительства о временном пребывании ребенка в организации для детей-сирот, ребенок не считается лишенным родительского попечения. Однако с момента составления акта об оставлении ребенка в организации, предусмотренного п. 7 Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, утв. Приказом Минобразования и науки РФ от 17.02.2015 № 101 (как рассказано выше, он составляется руководителем организации для детей-сирот в случае неявки (оставлении) родителей ребенка в организацию для детей-сирот по истечении срока, указанного в заявлении о временном помещении), ребенок считается утратившим родительское попечение, поскольку имеет место задокументированный отказ родителей забрать ребенка из организации для детей-сирот. Соответственно, с этого момента сведения о ребенке должны быть переданы в банк данных, органы опеки должны начать поиски замещающей семьи.

Предоставление сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, региональным операторам или федеральному оператору банка данных не освобождает органы опеки по месту нахождения ребенка от обязанности по устройству его на воспитание в замещающую семью (п. 3 ст. 5 Федерального закона РФ от 16.04.2001 № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»). Умышленное или ненамеренное нарушение сотрудником органов опеки порядка и/или сроков предоставления оператору банка данных сведений о детях, лишенных родительского попечения, влечет административную ответственность согласно ст. 5.36 КоАП РФ.
 

Могут ли «родительские дети» быть переданы на воспитание в семью? На каких условиях?

Да, у «родительских детей» есть полный статус как минимум на опеку и приемную семью (кстати, именно поэтому сведения об этих детях должны быть переданы оператору банка данных – ведь закон специально оговаривает, что в банке данных могут находиться дети со статусом как на все, так и лишь на некоторые формы семейного устройства).

В частности, в соответствии с п.1 ст. 145 Семейного кодекса РФ и п. 3 Правил создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан", под опеку и в приемную семью может быть передан любой ребенок, лишенный родительского попечения. По мнению автора сайта, на время действия (и исполнения со стороны биородителей) соглашения между законным представителем, организацией для детей-сирот и органом опеки и попечительства о временном пребывании ребенка в организации для детей-сирот, ребенок не считается лишенным родительского попечения. С момента составления акта об оставлении ребенка в организации, предусмотренного п. 7 Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, утв. Приказом Минобразования и науки РФ от 17.02.2015 № 101, ребенок считается утратившим родительское попечение, поскольку имеет место задокументированный отказ родителей забрать ребенка из организации для детей-сирот. Соответственно, с этого момента у ребенка появляется статус на опеку или приемную семью.

Важно отметить, что и до принятия акта об оставлении ребенка в организации для детей-сирот, ребенок может быть передан на семейные формы воспитания внутри организации,  например, в семейно-воспитательную группу.


Каков статус «родительских детей» на усыновление?

Согласно п. 2 Правил передачи детей на усыновление  (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.03.2000 № 275, усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей, единственный родитель или оба родителя которых:

  • умерли;

  • неизвестны, судом признаны безвестно отсутствующими или объявлены умершими;

  • признаны судом недееспособными;

  • лишены судом родительских прав;

  • дали в установленном порядке согласие на усыновление;

  • по причинам, признанным судом (по усыновлению) неуважительными, не проживают более 6 месяцев совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания;

  • если ребенок найден (подкинут) и его родители неизвестны, то ребенок может быть усыновлен при наличии акта, выданного органами внутренних дел или органов опеки и попечительства;

  • если ребенок оставлен в родильном доме или иной медицинской организации, то он может быть усыновлен при наличии акта администрации соответствующего учреждения.

В отношении «родительских детей» могут быть применимы следующие основания:

  1. если родители прекратили посещения  ребенка и их местонахождение неизвестно - на основании решения суда о признании родителей безвестно отсутствующими;

  2. на основании решения суда о лишении родительских прав;

  3. на основании акта об оставлении ребенка в организации, предусмотренного п. 7 Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, утв. Приказом Минобразования и науки РФ от 17.02.2015 № 101, - если ребенок находится в медицинской организации для детей-сирот (согласно разъяснениям в Письме Минобразования и науки РФ от 21 августа 2013 г. N ВК-316/07 «Об организациях для детей-сирот» к медицинским организациям относятся дома ребенка).

Что касается признания судом по усыновлению, что более шести месяцев родители уклонялись от воспитания ребенка по неуважительными причинам, на практике в таких случаях суды по усыновлению предпочитают идти по пути признания родителей безвестно отсутствующими. Однако, если в отношении ребенка был составлен акт об оставлении ребенка в организации, он может быть использован как подтверждение, что родители уклонялись от воспитания ребенка по неуважительным причинам в течение полугода после составления акта.

В любом случае для получения ребенком статуса на усыновление решающую роль играет активность органов опеки по месту нахождения ребенка. Так, в регионах с высокими показателями усыновлений характерна активная позиция органов опеки по получению статуса на усыновление для детей, оказавшихся в государственном учреждении.
 

В случае передачи «родительских детей» на воспитание в семью, каков порядок общения детей с биородителями? Могут ли биородители потребовать возврата детей?

Ответ на этот вопрос зависит от формы семейного устройства ребенка. При усыновлении ребенка его формальная связь с биосемьей прекращается, а усыновители имеют право прервать общение с биородственниками. Возврат ребенка возможен лишь при отмене усыновления. Однако, при опеке или приемной семье ситуация складывается иначе.

Опекун или попечитель не вправе препятствовать общению ребенка с его биородителями и другими родственниками, за исключением случаев, если такое общение не отвечает интересам ребенка (п. 5 ст. 148.1 Семейного кодекса РФ). К неурегулированным отношениям, возникающим из договора о приемной семье (а вопрос о контактах ребенка с биосемьей относится именно к таким), применяются положения Семейного кодекса РФ об опеке (п. 2 ст. 152 Семейного кодекса РФ), поэтому в общение воспитанника приемной семьи с кровными родственниками происходит по тем же правилам, что и ребенка под опекой, о которых рассказано выше.

Биородители вправе потребовать возвращения ребенка в семью (в реальности это случается крайне редко), и если органы опеки посчитают, что биородители действительно готовы к воспитанию ребенка на постоянной основе, они вправе в одностороннем порядке освободить опекуна от выполнения своих обязанностей или расторгнуть договор о создании приемной семьи и вернуть ребенка биородителям. 

Формы документов, используемых в работе органов опеки и попечительства, собраны в отдельном разделе (последний раздел в перечне слева).