Надзор органа опеки за условиями воспитания ребенка-сироты в организации для детей-сирот

К организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которые дети помещены под надзор, применяются нормы законодательства об опеке и попечительстве, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей (п. 2 ст. 155.2 Семейного кодекса РФ). Так, на организации для детей-сирот возлагаются обязанности по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также соблюдению их прав и законных интересов.

В частности, дети, воспитывающиеся в организациях для детей-сирот, имеют право на (ст. 155.3 Семейного кодекса РФ):

  • содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, уважение их человеческого достоинства, защиту их прав и законных интересов;

  • причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и иные социальные выплаты;

  • сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством;

  • право на общение с родителями (если они не лишены родительских прав - примечание автора сайта) и другими родственниками;

  • право на защиту своих прав и законных интересов;

  • право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих);

  • право выражать свое мнение.

Права и обязанности организаций для детей-сирот в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, возникают с момента принятия органами опеки и попечительства актов об устройстве детей в указанные организации (п. 1 ст. 155.2 Семейного кодекса РФ).
 

В соответствии со п. 1 ст. 121 Семейного кодекса РФ и п. 3 ст. 155.1 Семейного кодекса РФ на органы опеки и попечительства возложена защита прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей, а также контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся в организациях для детей-сирот.
 

Рекомендации по повышению эффективности контроля за соблюдением прав воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приведены в п. 9 Рекомендаций по совершенствованию деятельности организаций для детей-сирот в целях создания в них условий воспитания, приближенных к семейным, а также привлечению этих организаций к профилактике социального сиротства, семейному устройству и постинтернатной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Приложение к Письму Минобразнауки РФ от 18.06.2013 № ИР-590/07). В частности, предлагается:

  • Органам исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с установленной компетенцией необходимо организовать систему контроля за соблюдением прав детей, воспитывающихся в организациях для детей-сирот, с участием всех заинтересованных государственных и муниципальных органов и организаций, в том числе органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов и организаций систем образования, здравоохранения, социальной защиты населения, органов внутренних дел, прокуратуры, следственных органов Следственного комитета РФ и других.

  • Кроме того, одним из факторов, обеспечивающих открытость организаций для детей-сирот, является осуществление общественного контроля за соблюдением установленных требований к условиям пребывания детей в указанных организациях, соблюдением прав детей, за использованием средств, предназначенных на обеспечение деятельности организации, в том числе благотворительных взносов и пожертвований физических и юридических лиц. Указанный общественный контроль может осуществляться в том числе в рамках деятельности попечительского совета организации для детей-сирот, а также в иных установленных законом формах.

Подробнее о порядке содержания и воспитания в организациях для детей-сирот и об ответственности должностных лиц этих организаций приглашаю почитать в подразделе "Государственные организации для детей-сирот".

Формы документов, используемых в работе органов опеки и попечительства, собраны в отдельном разделе (последний раздел в перечне слева).