Внимание: последнее обновление материалов сайта - 01.01.2017

Кто осуществляет надзор за деятельностью органов опеки и попечительства?

Надзор со стороны вышестоящей организации

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации 15.07.2013 № 594 "Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки" (а) контроль за деятельностью органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан и (б) контроль за расходованием субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на выплату единовременных пособий при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью в части, касающейся назначения и выплаты единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью, возложены на Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки.

Сроки и последовательность действий при осуществлении полномочия по контролю за деятельностью органов опеки и попечительства определены в Административном регламенте исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению контроля за деятельностью органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, утв. Приказом Минобразования и науки РФ от 24.09.2010 № 957 "Об утверждении административного регламента исполнения Федеративной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению контроля за деятельностью органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан".

Как поясняется в п. 1 Письма Минобразования и науки РФ от 31.08.2010 № 06-364 "О применении законодательства по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних", в случае передачи полномочий по опеке и попечительству органам местного самоуправления исполнительным органам государственной власти субъектов РФ необходимо обеспечить надлежащий контроль за исполнением указанных полномочий. В этих целях при передаче полномочий должны быть урегулированы следующие вопросы (ч. 6 ст. 19 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"):

  • порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий;

  • порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль.
     

Надзор со стороны правоохранительных органов

В соответствии со ст. 21 Федерального закона РФ от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предметом прокурорского надзора являются:

  • соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

  • соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в предыдущем пункте.

Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в т.ч. от граждан, которые считают, что действие или бездействие должностных лиц органов опеки и попечительства нарушило их законные права.
 

Судебный контроль

В соответствии с п. 1 ст. 254 Гражданско-процессуального кодекса РФ гражданин или организация праве оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Формы документов, используемых в работе органов опеки и попечительства, собраны в отдельном разделе (последний раздел в перечне слева).