Вправе ли негосударственные организации или граждане-волонтеры распространять информацию о детях-сиротах в сети Интернет? Нужно ли согласовывать эту деятельность с государственными органами?

Насколько в принципе законно распространение информации о детях-сиротах силами негосударственных организаций или частных лиц?

В п. 4 Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.03.2000 № 275, говорится, что "посредническая деятельность" по усыновлению детей, то есть любая деятельность в целях подбора и передачи детей на усыновление "от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей", в том числе сбор, передача, размещение в средствах массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе в сети Интернет) и распространение иным образом сведений о ребенке, фото- и видеосъемка детей и проведение дополнительной медицинской экспертизы усыновляемого ребенка, не допускается. В п. 2 ст. 8 Федерального закона РФ от 16.04.2001 № 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" уточняется, что не допускается использование "производной информации" о детях, оставшихся без попечения родителей, "в коммерческих целях".

Таким образом (и с учетом общегражданского значения термина "посредническая деятельность"), можно сделать вывод, что запрещено только такое распространение сведений о детях-сиротах, которое:

(а) осуществляется на коммерческой основе,

(б) от имени и в интересах конкретных кандидатов в усыновители, обращающихся к посреднику за данным видом услуги, а также

(в) включает информацию о ребенке-сироте, выходящую за пределы "производной информации"; к такой информации согласно п. 2 ст. 8 Федерального закона РФ от 16.04.2001 № 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" могут быть отнесены такие сведения, как фотография, пол, возраст, приметы (за исключением особых), состояние здоровья, физическое и умственное развитие, особенности характера ребенка, причины отсутствия родительского попечения, состояние здоровья биородителей, наличие несовершеннолетних братьев и сестер, их возраст и состояние здоровья, наличие совершеннолетних биородственников и информация об их отказе принять ребенка на воспитание в свои семьи, а также возможные формы семейного устройств ребенка.

Поскольку деятельность волонтеров и общественных организаций, занимающихся преодолением социального сиротства в России, осуществляется на безвозмездной основе и в интересах не конкретных кандидатов, а детей-сирот в целом, к "посреднической деятельности на коммерческой основе" этот вид общественно-значимой деятельности не относится.

Законность участия волонтеров и общественных организациях в распространении сведений о детях-сиротах подтверждена в Инструктивном письме Минобразования РФ от 29.03.2002 № 483/28-5 "Об организации работы по передаче детей на воспитание в семьи, организации работы по осуществлению опеки (попечительства) над детьми", в последнем параграфе которого говорится, что для активизации деятельности по семейному устройству детей целесообразно предоставлять доступную российским гражданам информацию о детях, подлежащих семейному устройству. Производная информация о таких детях, согласно вышеназванному закону, может размещаться на специально создаваемых сайтах, в региональных СМИ (газеты, телевидение), в специализированных буклетах, бюллетенях и пр. Для проведения работы рекомендуем активно использовать бюджетные, внебюджетные и спонсорские средства.
 

На практике распространие волонтерами или общественными организациями информации о детях-сиротах в сети Интернет возможно в следующих формах:

(1) Размещение на специализированных сайтах ссылок на сайты операторов банка данных ("операторы БД").

По мнению автора сайта, эта деятельность не требует согласования со стороны органов опеки и попечительства или операторов БД.

(2) Размещение на специализированных сайтах анкет детей-сирот непосредственно с сайта операторов БД со ссылкой на сайт-источник и без внесения каких-либо дополнений или изменений в анкеты.

По мнению автора сайта, эта деятельность не требует согласования со стороны органов опеки и попечительства или операторов БД.

(3) Сбор информации о воспитанниках детских учреждений силами волонтеров/НКО (художественные фото, дополнительная информация о характере ребенка, обновление фотографий) с ее последующим размещением на сайте организации и/или на сайте детского учреждения. Собранная дополнительная информация может дублироваться в органы опеки и попечительства, а также оператору БД. При этой форме сотрудничества общественная организация фактически берет на себя весь процесс сбора, обработки и публикации информации. Таким образом работает, например, городская общественная организация г. Новосибирска "День аиста" (при поддержке регионального оператора БД).

Такой способ распространения информации о детях-сиротах требует предварительного согласия со стороны органов опеки и попечительства либо регионального оператора БД. На сайте общественной организации следует четко указать, что информация о детях-сиротах распространяется с согласия органов опеки и попечительства или оператора БД, а со всеми вопросами по опубликованным анкетам следует обращаться в указанные органы опеки и попечительства или к оператору БД. 

(4) Создание за счет средств общественной организации Интернет-сайта детского учреждения, пополняемого и обновляемого совместными усилиями общественной организации и администрации детского учреждения. В этом случае администрация учреждения становится активным участником процесса и зачастую координаты главы учреждения публикуются рядом с координатами органа опеки и попечительства для связи кандидатов. Примеры подобного сотрудничества - сайт Центра содействия семейному воспитанию "Соколенок" г. Москвы (бывший дом ребенка № 7) или сайт Дома ребенка г. Яранска Кировской области.

Поскольку согласно п. 60 Положения о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.05.2014 № 481, любая информация о деятельности организации для детей-сирот может быть размещена на Интернет-сайте организации исключительно по решению органа или организации - учредителя организации для детей-сирот либо органа опеки и попечительства, такой способ распространения информации о детях-сиротах требует предварительного согласия со стороны органов опеки и попечительства по месту нахождения детского учреждения.

(5) Самостоятельная рассылка анкет детей-сирот из БД неопределенному кругу лиц.

По мнению автора сайта, такой способ распространения информации о детях-сиротах требует предварительного согласия со стороны регионального оператора БД.

(6) Самостоятельная рассылка прозвольно отредактированной информации о детях-сиротах (либо на основе анкет из БД, либо в дополнение к ним) неопределенному кругу лиц.

По мнению автора сайта, такой способ распространения информации о детях-сиротах требует предварительного согласия со стороны органов опеки и попечительства либо регионального оператора БД.
 



Согласие органов опеки и попечительства или регионального оператора БД может быть сформулировано любым образом, например:

Настоящим органы опеки и попечительства г. ... дают согласие [имя волонтера или название НКО] на размещение производной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, воспитанниках детского дома № ... г. .... в целях содействия устройству указанных детей на воспитание в семьи российских граждан. При размещении информации могут быть указаны следующие производные сведения о ребенке: фотография, пол, возраст, приметы (за исключением особых), состояние здоровья, физическое и умственное развитие, особенности характера ребенка, причины отсутствия родительского попечения, состояние здоровья биородителей, наличие несовершеннолетних братьев и сестер, их возраст и состояние здоровья, наличие совершеннолетних биородственников и информация об их отказе принять ребенка на воспитание в свои семьи, а также возможные формы семейного устройств ребенка.

Подпись, дата.