Каким образом негосударственные организации могут контролировать условия проживания детей в организациях для детей-сирот?

В п. 58 Положения о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.05.2014 № 481, отмечается, что взаимодействие организации для детей-сирот с негосударственными некоммерческими, в том числе общественными и религиозными, организациями, благотворительными фондами, а также отдельными гражданами - добровольцами (волонтерами) осуществляется в целях реализации мероприятий, направленных на профилактику социального сиротства и совершенствование организации деятельности по воспитанию, обучению, обеспечению сопровождения детей в случае оказания детям медицинской помощи, развитию и социальной адаптации детей, подготовке к самостоятельной жизни и оказанию детям юридической помощи в порядке, установленном законодательством РФ.

Однако, несмотря на столь высокую оценку потенциального вклада негосударственных организаций и граждан-волонтеров в совершенствование деятельности организаций для детей-сирот, решение о допуске некоммерческих организаций или волонтеров в организацию для детей-сирот оставлено на полное усмотрение руководителя организации для детей-сирот:

Так, согласно п. 59 Положения о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.05.2014 № 481, организацией для детей-сирот могут создаваться коллегиальные органы управления и попечительский совет, осуществляющий свою деятельность на общественных началах, в целях оказания содействия в функционировании организации для детей-сирот, улучшения качества работы, повышения эффективности расходования бюджетных средств, выделяемых организации для детей-сирот, повышения информированности общества о работе организации для детей-сирот, а также в целях содействия обеспечению и защите прав и законных интересов детей. Однако обязанности создавать подобные органы у организации для детей-сирот нет.

В домах-интернатах для умственно-отсталых детей также может быть создан попечительский совет, порядок выборов и компетенция которого определяется уставом Учреждения, одним из направлений деятельности которого является привлечение территориальных общественных объединений, организаций, фондов к решению проблем детей-инвалидов, проживающих в учреждении (п. 2.4 Методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения "Дом-интернат для умственно отсталых детей", утв. Постановлением Минтруда и соцразвития РФ от 08.08.2002 № 54), но обязанности создавать подобный совет у руководства учреждения нет.

В п. 8 Рекомендаций по совершенствованию деятельности организаций для детей-сирот, утв. Приложением к Письму Минобразнауки РФ от 18.06.2013 № ИР-590/07, отмечается:

  • Создание условий для взаимодействия организации для детей-сирот с негосударственными некоммерческими, в том числе общественными и религиозными организациями, благотворительными фондами, а также отдельными гражданами - добровольцами (волонтерами) в деятельности по воспитанию, обучению, развитию и социальной адаптации детей, находящихся в организации для детей-сирот, подготовке их к самостоятельной жизни после выпуска из этой организации является одной из важных составляющих системы мер, обеспечивающих открытость организаций для детей-сирот, успешную социализацию воспитанников этих организаций.

  • В целях привлечения дополнительных людских и материальных ресурсов к осуществляемой организациями для детей-сирот деятельности по обеспечению содержания, воспитания, развития, образования, социализации и защиты прав находящихся в них детей, а также повышения степени открытости этих организаций следует создавать условия для благотворительной деятельности в этой сфере физических и юридических лиц.

  • Основными видами помощи, оказываемой добровольцами организации для детей-сирот, могут, в частности, являться помощь в обеспечении ухода за детьми раннего возраста, детьми-инвалидами с тяжелыми нарушениями умственного и физического развития, организация коррекционно-развивающих занятий, досуговых мероприятий, предоставление дополнительных образовательных услуг, индивидуальное кураторство (наставничество), правовая помощь, сбор одежды, игрушек, книг и т.д.

  • Взаимоотношения между организацией для детей-сирот и благотворительной организацией целесообразно урегулировать соответствующим договором (о сотрудничестве, о безвозмездном оказании услуг (выполнении работ), о пожертвовании и т.д.). При необходимости соответствующий гражданско-правовой договор, предметом которого являются безвозмездное выполнение добровольцем работ и (или) оказание услуг в интересах благополучателя, может быть также заключен между организацией для детей-сирот и добровольцем (ст. 7.1 Федерального закона РФ от 11.08.1995 № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях").

  • Следует учитывать, что деятельность по устройству и оказанию содействия в устройстве детей, находящихся в организациях для детей-сирот, на воспитание в семьи граждан вправе в установленном порядке осуществлять только органы опеки и попечительства и органы исполнительной власти, на которые возложены функции регионального или федерального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Участие благотворительных организаций и добровольцев в этой деятельности, в частности, фото- и видеосъемка детей для создания производной информации о детях-сиротах, размещение ссылок на сайтах благотворительных организаций в сети Интернет на сайты органов опеки и попечительства, органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих функции регионального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, на которых размещена производная информация о детях, и распространение иным способом указанной информации, возможно только с согласия соответствующего органа, на основании договора между этим органом и благотворительной организацией.

  • При привлечении добровольцев к работе с воспитанниками организаций для детей-сирот, предполагающей непосредственный контакт таких граждан с детьми, необходимо учитывать их компетентность, а также принять меры, обеспечивающие безопасность детей, исключение возможности совершения противоправных действий в отношении детей.

Согласно п. 9 Рекомендаций по совершенствованию деятельности организаций для детей-сирот, утв. Приложением к Письму Минобразнауки РФ от 18.06.2013 № ИР-590/07, одним из факторов, обеспечивающих открытость организаций для детей-сирот, является осуществление общественного контроля:

  • за соблюдением установленных требований к условиям пребывания детей в указанных организациях, соблюдением прав детей,

  • за использованием средств, предназначенных на обеспечение деятельности организации, в том числе благотворительных взносов и пожертвований физических и юридических лиц.

Указанный общественный контроль может осуществляться в том числе в рамках деятельности попечительского совета организации для детей-сирот, а также в иных установленных законом формах.

К сожалению, как следует из их названия, Рекомендации по совершенствованию деятельности организаций для детей-сирот, утв. Приложением к Письму Минобразнауки РФ от 18.06.2013 № ИР-590/07, носят рекомендательный (необязательный) характер. Также, как отмечалось выше, создание попечительского совета при организации для детей-сирот является правом, но не обязанностью организации для детей-сирот, деятельность которой попечительский совет и должен контролировать.

В результате, как показывает практика (например, история сотрудничества благотворительного фонда "Милосердия" и Звенигородского психоневрологического интерната, описанная в статье "Это такая территория вне закона", КоммесантЪ ВЛАСТЬ от 20 октября 2014 года), даже при наличии договора о сотрудничестве администрация государственной организации для детей-сирот или инвалидов чувствует себя вправе практически в любой момент и по любой причине прекратить исполнение договора или отказать в его продлении.