Внимание: последнее обновление материалов сайта - 01.01.2017

Реформирование организаций для детей-сирот: требования федеральные, конкретная программа действий в компетенции субъектов РФ

В соответствии с п. 1 (к) ст. 72 Конституции РФ семейное право находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Это означает, что в области семейного права издаются федеральные законы и  принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (пп. 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ).

В соответствии со ст. 5 Федерального закона РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации относятся:

  • установление основ федеральной политики в интересах детей;

  • выбор приоритетных направлений деятельности по обеспечению прав и законных интересов ребенка, охраны его здоровья и нравственности;

  • формирование и реализация федеральных целевых программ защиты прав ребенка и поддержки детства и определение ответственных за исполнение таких программ органов, учреждений и организаций;

  • установление порядка судебной защиты и судебная защита прав и законных интересов ребенка;

  • исполнение международных обязательств Российской Федерации и представительство интересов Российской Федерации в международных организациях по вопросам защиты прав ребенка.

Важным шагом на пути реформирования организаций для детей-сирот стало принятие Положения о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.05.2014 № 481, которое вступает в силу 1 сентября 2015 года. В материалах этого раздела описаны требования к условиям содержания детей-сирот в организациях для детей-сирот согласно именно этому нормативному акту.
 

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации относятся:

  • реализация государственной политики в интересах детей,

  • решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), безнадзорных детей, детей-инвалидов,

  • организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей (за исключением организации отдыха детей в каникулярное время).

Совершенствование деятельности организаций для детей-сирот в субъекте РФ должно осуществляться на основе региональной программы (плана мероприятий), предусматривающей перечень конкретных мероприятий в отношении сети организаций в целом и каждой организации в отдельности, включая разработку нормативной правовой базы, методическое и информационное сопровождение процесса совершенствования их деятельности, а также регулярный мониторинг и оценку эффективности реализуемых мероприятий на основе системы показателей и индикаторов.

Примерный перечень показателей (индикаторов) региональной программы (плана мероприятий) по реформированию сети и деятельности организаций для детей-сирот в субъекте РФ приведен в Приложении № 2 к Письму Минобразования и науки РФ от 18.06.2013 № ИР-590/07 "О совершенствовании деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Согласно п. 3.1 Рекомендаций по совершенствованию деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утв. Письмом Минобразования и науки РФ от 18.06.2013 № ИР-590/07 "О совершенствовании деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в качестве основных направлений этой работы предлагается рассматривать следующие:

  1. использование ресурсов организаций для детей-сирот в деятельности по профилактике социального сиротства, семейному устройству и социальной адаптации детей-сирот;

  2. реструктуризация сети организаций для детей-сирот на территории субъекта РФ с учетом региональных особенностей;

  3. создание в организациях безопасных, приближенных к семейным условий проживания и воспитания.

В п. 4 Рекомендаций по совершенствованию деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утв. Письмом Минобразования и науки РФ от 18.06.2013 № ИР-590/07 "О совершенствовании деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", подчеркивается, что при определении оптимального для субъекта РФ количества организаций для детей-сирот следует учитывать такие факторы, как:

  • динамика численности ежегодно выявляемых детей-сирот на территории муниципальных образований и субъекта РФ в целом;

  • динамика численности детей-сирот, которых не удается в короткие сроки устроить в семьи граждан (в частности, дети в возрасте старше 7 лет, дети с различными заболеваниями, с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, дети, имеющие одного или нескольких братьев и сестер);

  • динамика численности детей-сирот, переданных на воспитание в семьи граждан, в отношении которых принимается решение об отмене усыновления, прекращении опеки (попечительства), нуждающихся в помещении под надзор в организацию для детей-сирот;

  • потребность детей-сирот, передаваемых под надзор в организации для детей-сирот, в предоставлении образовательных, медицинских, социальных услуг с учетом возраста, особенностей состояния здоровья и развития детей, уровня заболеваемости, наличия патологий и других обстоятельств;

  • наличие развитой социальной и транспортной инфраструктуры в соответствующем населенном пункте, муниципальном образовании, позволяющей обеспечить находящимся в организации детям возможность получения образования, медицинской помощи, организации досуга и отдыха, в том числе за пределами организации, общения с родственниками, возможность комплектования организации квалифицированными кадрами работников, территориальную доступность организации для посещения гражданами, желающими принять детей на воспитание в свои семьи, добровольцами (волонтерами);

  • состояние материально-технической базы организаций для детей-сирот, степень его соответствия требованиям пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и иным требованиям законодательства РФ, для организаций, не отвечающих указанным требованиям, - возможность и практическая целесообразность сохранения организации либо ее ликвидации (реорганизации).

Планирование и реализацию мероприятий, связанных с реструктуризацией сети организаций для детей-сирот, в том числе с сокращением количества указанных организаций, необходимо осуществлять поэтапно, по мере создания соответствующих условий, обеспечивающих возможность своевременного устройства детей-сирот, в том числе уже находящихся в организации для детей-сирот, на различные формы семейного воспитания или в другую организацию для детей-сирот либо их возвращения родителям, на территории соответствующего муниципального образования, субъекта РФ в целом.

Согласно п. 63 Положения о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.05.2014 № 481, и п. 4 Рекомендаций по совершенствованию деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утв. Письмом Минобразования и науки РФ от 18.06.2013 № ИР-590/07 "О совершенствовании деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в случае ликвидации или реорганизации организации для детей-сирот для предупреждения возникновения конфликтных ситуаций в организациях для детей-сирот, в том числе влекущих за собой причинение вреда жизни и здоровью детей, необходимо обеспечивать в том числе:

  • проведение разъяснительной работы с воспитанниками, работниками организаций, включая психологическую подготовку детей к переводу в другую организацию для детей-сирот;

  • перевод детей в другие организации для детей-сирот с учетом обеспечения возможности совместного пребывания братьев и сестер, общения детей с родственниками, родителями, которым разрешены контакты с детьми, другими значимыми взрослыми, в том числе работниками организации для детей-сирот, сложившихся отношений между воспитанниками, продолжения получения общего, дополнительного образования, профессиональной подготовки в тех же образовательных учреждениях, в которых дети обучались до принятия решения о ликвидации (реорганизации) организации для детей-сирот, перспектив дальнейшего жизнеустройства детей, а также с учетом мнения детей;

  • решение в установленном трудовым законодательством РФ порядке вопросов, связанных с трудоустройством работников организации.

Формы документов, используемых в работе организаций для детей-сирот, собраны в отдельном разделе (последний раздел в перечне слева).

C 1 сентября 2015 года деятельность организаций для детей-сирот регулируется Положением о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей, утв. Постановление Правительства РФ от 24.05.2014 № 481.