Текст Программы

Одинокие родители и семьи в кризисе 

лучшая защита ребенка - поддержка его кровной семьи

Как обеспечить семейное воспитание
для этой категории детей?

В данном случае речь идет о детях, которые могут утратить попечение родной семьи по следующим наиболее распространенным причинам:

  1. «Вторичное сиротство»: родители или одинокая мать относятся к лицам из числа детей-сирот и не обладают достаточными навыками и опытом для успешного воспитания ребенка.
  2. Кровная семья на грани отказа от ребенка из-за жилищных, социальных, педагогических или эмоциональных проблем, однако формальных оснований для ограничения или лишения родительских прав еще нет. Если семья останется без поддержки в этот кризисный период, то социальное сиротство для ребенка практически гарантировано. Об этом свидетельствуют и социологические исследования. Например, в период с 2011 по 2014 годы фонд "Партнерство каждому ребенку" Санкт-Петербурга исследовал причины попадания детей в сиротские учреждения: специалисты опросили более 800 детей в возрасте 10 лет, живущих без родительского попечения, в интернатах и детских домах. Всего 15% опрошенных рассказали, что оказались в детском доме, потому что их жизни угрожала опасность. Остальные 85% детей могли бы сегодня жить в семьях, если бы этим семьям в свое время была оказана необходимая социальная поддержка (подробнее в статье «Мы счастливые люди»,  "Коммерсантъ Власть" от 7 июля 2014 года).
  3. Хроническое домашнее насилие в родной семье (подробнее) Оно создает не только непосредственную угрозу для матери и ребенка, но и невыносимый моральный климат. В состоянии постоянного стресса матери трудно найти силы для общения и заботы о ребенке; дети из таких семей склонны к бродяжничеству, побегам из дома; в будущем они нередко воспроизводят традиции поведения и «воспитания» родительской семьи в отношении собственных детей.
  4. Отказы от новорожденных в роддомах ​(подробнее), когда мать не видит путей преодоления временных трудностей (хотя эти пути существуют) и у нее нет источников практической и психологической помощи в первые несколько недель или месяцев после рождения ребенка.

Таким образом, для защиты прав на семейное воспитание детей, еще не потерявших кровную семью, важна прежде всего психологическая, педагогическая и социальная поддержка матери и/или родной семьи в целом. 

Если несмотря на все усилия кровная семья так и не сможет преодолеть кризис, ребенок должен быть изъят из семьи и передан на семейно-профессиональную форму воспитания – но с обязательным продолжением работы с кровной семьей (кстати, профессиональные приемные семьи проходят подготовку как для возможного возврата ребенка в родную семью, так и для передачи ребенка в другую, уже постоянную, семью) (подробнее).

Если и такая реабилитация «на расстоянии» не принесет плоды, органы опеки и попечительства начинают активный поиск постоянной замещающей семьи – либо усыновителей, либо кровных родственников. В ожидании постоянной семьи ребенок продолжает воспитываться в профессиональной приемной семье.

Почему не получается
сохранить родные семьи сейчас?

Во-первых, при существующей в РФ системе устройства детей-сирот реальная профилактика «вторичного сиротства» просто невозможна. С «вторичным сиротством» можно бороться только одним способом – обеспечить опыт семейного (а не интернатного) воспитания для максимального числа подрастающих детей-сирот, которые через несколько лет выйдут во взрослую жизнь и сами станут родителями. Это можно сделать не только – и не столько! – через усыновление или родственную опеку (для некоторых детей подросткового возраста усыновители могут так и не найтись или найтись через слишком долгое – в сравнении с детскими годами – время (подробнее), сколько через незамедлительное реформирование организаций для детей-сирот интернатного типа в семейно-профессиональные формы воспитания. Это могут быть семейно-воспитательные группы внутри организации для детей-сирот, семейные детские дома, патронатные семьи, детские деревни SOS (подробнее).

Во-вторых, в России отсутствует реальная профилактическая работа с родными семьями "в кризисе" либо сколь-нибудь заметные службы социальных нянь или партнерских семей, которые давали бы "передышку" одиноким родителям, воспитывающим детей-инвалидов ​(подробнее см. в "Сносках" - "Программа "Передышка"). В 2012 году обсуждалось введение социального патроната, который вкратце можно описать так: обнаружив семью «в кризисе», в отношении которой лишение либо ограничение родительских прав преждевременно, органы опеки и попечительства определяют комплекс мер для исправления ситуации: психологических, медицинских, правовых (например, получение субсидии по оплате коммунальных платежей), – а затем предлагают семье заключить договор со специализированной организацией, которая эти услуги будет оказывать.

Формально закон о социальном патронате так и не был принят, но его обсуждение обратило внимание на другой давно назревший вопрос: а почему профилактика социального сиротства не работает при действующем законодательстве? Сегодня помощь кризисным семьям оказывается в рамках Федерального закона РФ № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». По мнению автора, у системы помощи есть ряд существенных недостатков, которые сводят на "нет" любые благие намерения законодателя:

В-третьих, жертвам домашнего насилия нужна не только «горячая линия» и заочные консультации психологов и юристов (что существует и сейчас, но только в крупных городах), но и система районных убежищ, максимально привязанных к обычному месту работы матери и учебы ребенка ​(подробнее). Бывает достаточно нескольких недель или месяцев (при условии психологической готовности к переменам), чтобы мать смогла решить юридические вопросы, найти новое место жительства, работы и, возможно, учебы для ребенка, а значит, «встать на ноги» и покинуть убежище.

Наконец, роженицам-«отказницам» нужна оперативная психологическая помощь прямо в роддоме, а также система центров временного проживания («убежищ»), где специалисты помогут молодым женщинам составить детальный план подготовки к самостоятельной жизни, научат уходу за ребенком (подробнее). Поскольку изначально пребывание в таком убежище планируется как «передышка» на время окончания школы и/или получения профессии, оно обычно ограничено 1 - 1.5 годами. По самым консервативным прогнозам, общефедеральная программа профилактики отказов от новорожденных могла бы на 2 000 детей сократить число новорожденных, ежегодно поступающих в детские дома.

Если говорить о причинах этих явлений с точки зрения общественного сознания, то, на мой взгляд, многое объясняется заблуждением, что «в нормальном детском доме ребенку хорошо» – поэтому нет реальной профилактической работы с кровными семьями и до сих пор работают организации для детей-сирот интернатного типа. Подробнее о мифах общественного сознания, которые препятствуют реформированию существующей системы профилактики социального сиротства, приглашаю почитать в разделе «Мифы» (внизу).

Как исправить ситуацию?

(1) Профилактика «вторичного сиротства» через реформирование организаций для детей-сирот интернатного типа в семейно-профессиональные формы воспитания: семейно-воспитательные группы внутри организации для детей-сирот, семейные детские дома, патронатные семьи, детские деревни SOS (подробнее).

(2) Поддержка родных семей «в кризисе» («социальный патронат» и программы "передышки"):

(3) Эффективная защита матерей, подвергающихся домашнему насилию:

(4) Профилактика спонтанных отказов от новорожденных в роддомах:

Дополнительные материалы по этой категории