лучшая защита ребенка - поддержка его кровной семьи
В данном случае речь идет о детях, которые могут утратить попечение родной семьи по следующим наиболее распространенным причинам:
Таким образом, для защиты прав на семейное воспитание детей, еще не потерявших кровную семью, важна прежде всего психологическая, педагогическая и социальная поддержка матери и/или родной семьи в целом.
Если несмотря на все усилия кровная семья так и не сможет преодолеть кризис, ребенок должен быть изъят из семьи и передан на семейно-профессиональную форму воспитания – но с обязательным продолжением работы с кровной семьей (кстати, профессиональные приемные семьи проходят подготовку как для возможного возврата ребенка в родную семью, так и для передачи ребенка в другую, уже постоянную, семью) (подробнее).
Если и такая реабилитация «на расстоянии» не принесет плоды, органы опеки и попечительства начинают активный поиск постоянной замещающей семьи – либо усыновителей, либо кровных родственников. В ожидании постоянной семьи ребенок продолжает воспитываться в профессиональной приемной семье.
Во-первых, при существующей в РФ системе устройства детей-сирот реальная профилактика «вторичного сиротства» просто невозможна. С «вторичным сиротством» можно бороться только одним способом – обеспечить опыт семейного (а не интернатного) воспитания для максимального числа подрастающих детей-сирот, которые через несколько лет выйдут во взрослую жизнь и сами станут родителями. Это можно сделать не только – и не столько! – через усыновление или родственную опеку (для некоторых детей подросткового возраста усыновители могут так и не найтись или найтись через слишком долгое – в сравнении с детскими годами – время (подробнее), сколько через незамедлительное реформирование организаций для детей-сирот интернатного типа в семейно-профессиональные формы воспитания. Это могут быть семейно-воспитательные группы внутри организации для детей-сирот, семейные детские дома, патронатные семьи, детские деревни SOS (подробнее).
Во-вторых, в России отсутствует реальная профилактическая работа с родными семьями "в кризисе" либо сколь-нибудь заметные службы социальных нянь или партнерских семей, которые давали бы "передышку" одиноким родителям, воспитывающим детей-инвалидов (подробнее см. в "Сносках" - "Программа "Передышка"). В 2012 году обсуждалось введение социального патроната, который вкратце можно описать так: обнаружив семью «в кризисе», в отношении которой лишение либо ограничение родительских прав преждевременно, органы опеки и попечительства определяют комплекс мер для исправления ситуации: психологических, медицинских, правовых (например, получение субсидии по оплате коммунальных платежей), – а затем предлагают семье заключить договор со специализированной организацией, которая эти услуги будет оказывать.
Формально закон о социальном патронате так и не был принят, но его обсуждение обратило внимание на другой давно назревший вопрос: а почему профилактика социального сиротства не работает при действующем законодательстве? Сегодня помощь кризисным семьям оказывается в рамках Федерального закона РФ № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». По мнению автора, у системы помощи есть ряд существенных недостатков, которые сводят на "нет" любые благие намерения законодателя:
В-третьих, жертвам
домашнего насилия нужна не только «горячая линия» и заочные консультации
психологов и юристов (что существует и сейчас, но только в крупных городах), но
и система районных убежищ, максимально привязанных к обычному месту работы
матери и учебы ребенка (подробнее). Бывает
достаточно нескольких недель или месяцев (при условии психологической
готовности к переменам), чтобы мать смогла решить юридические вопросы, найти
новое место жительства, работы и, возможно, учебы для ребенка, а значит, «встать
на ноги» и покинуть убежище.
Наконец, роженицам-«отказницам» нужна оперативная психологическая помощь прямо в роддоме, а также система центров временного проживания («убежищ»), где специалисты помогут молодым женщинам составить детальный план подготовки к самостоятельной жизни, научат уходу за ребенком (подробнее). Поскольку изначально пребывание в таком убежище планируется как «передышка» на время окончания школы и/или получения профессии, оно обычно ограничено 1 - 1.5 годами. По самым консервативным прогнозам, общефедеральная программа профилактики отказов от новорожденных могла бы на 2 000 детей сократить число новорожденных, ежегодно поступающих в детские дома.
Если говорить о причинах этих явлений с точки зрения общественного сознания, то, на мой взгляд, многое объясняется заблуждением, что «в нормальном детском доме ребенку хорошо» – поэтому нет реальной профилактической работы с кровными семьями и до сих пор работают организации для детей-сирот интернатного типа. Подробнее о мифах общественного сознания, которые препятствуют реформированию существующей системы профилактики социального сиротства, приглашаю почитать в разделе «Мифы» (внизу).
(1) Профилактика «вторичного сиротства» через реформирование организаций для детей-сирот интернатного типа в семейно-профессиональные формы воспитания: семейно-воспитательные группы внутри организации для детей-сирот, семейные детские дома, патронатные семьи, детские деревни SOS (подробнее).
(2) Поддержка родных семей «в кризисе» («социальный патронат» и программы "передышки"):
(3) Эффективная защита матерей, подвергающихся домашнему насилию:
(4) Профилактика спонтанных отказов от новорожденных в роддомах: