на время поиска семьи - только семейно-профессиональные формы воспитания
У относительно здоровых малышей дошкольного возраста, утративших родительское попечение в первые годы жизни, шансы на усыновление и родственную опеку довольно высоки, но реализовать их в максимальном объеме можно только при следующих условиях:
Во-первых, нет ни образовательной программы, ни общественного или государственного заказа на специалистов в области психологии сиротства и семейной реабилитации детей, утративших родительское попечения. Подобной «кузницей кадров» могли бы выступить далеко не только педагогические и психологические ВУЗы, но прежде всего службы патронатного воспитания и сопровождения, где специалисты получают бесценный практический опыт помощи детям (подробнее).
Во-вторых, к сотрудникам органов опеки фактически не предъявляется никаких профессиональных требований. До сих пор не разработан (хотя появление такого курса было назначено еще на январь 2014 года - подробнее) хотя бы краткий курс семейного права, педагогики и детской психологии, аналогичный обязательному курсу подготовки для приемных родителей. В результате семейным устройством нескольких десятков или сотен детей на территории района или города занимается человек, не имеющий базовых юридических, педагогических и психологических знаний. Отсюда: ошибки при определении статуса ребенка на различные формы семейного устройства, существенные задержки и/или неправомерные отказы в передаче ребенка на семейное устройство, общая инертность из-за страха сделать неверный шаг.
В-третьих, не предусмотрено положительного стимулирования успешной работы местных органов опеки и попечительства по подбору именно постоянных семей для детей-сирот. Нередко основная работа волонтеров и общественных организаций заключается в том, чтобы поощрять местные органы власти на такие очевидные действия, как, например, регулярное обновление фотографий в банке данных детей-сирот; выпуск еженедельной передачи о воспитанниках детских учреждений, подлежащих семейному устройству; внедрение гостевого режима (подробнее). При соответствующих стимулах местные органы власти проявляли бы больше инициативы и творчества без «подсказок» извне.
В-четвертых, совершенно не проработан механизм подбора усыновителей до рождения
ребенка (т.н. «запланированные усыновления»). На данный момент алгоритм поиска
замещающей семьи для новорожденного сироты таков: биоматери предлагается дать
согласие на усыновление немедленно после рождения ребенка, ребенок тут же
изымается в детскую больницу «на карантин», и биомать теряет всякую возможность
участия в дальнейшей судьбе ребенка. При этом никакой гарантии, что ребенок
будет быстро передан на усыновление, нет. Возможность передачи ребенка на
усыновление конкретным кандидатам упомянута в п.
3 ст. 129 Семейного кодекса РФ. На практике попытки биоматери передать
новорожденного конкретным, уже знакомым ей, усыновителям обычно встречают
активный (порой агрессивный) отпор со стороны сотрудников органов опеки и
попечительства (подробнее). В итоге в тяжелой жизненной ситуации мать
предпочитает оставить ребенка в роддоме с неопределенными шансами на
усыновление, хотя в интересах ребенка был бы заблаговременный поиск новых
родителей с помощью органов опеки и попечительства (и с учетом мнения
биоматери) из числа уже поставленных на учет кандидатов.
В-пятых, в России
не практикуется сопровождение усыновителей и опекунов после принятия ребенка в
семью. При возникновении любых конфликтов или трудностей в процессе адаптации
нередкой реакцией сотрудника органа опеки является или предложение вернуть
ребенка в детское учреждение, или попытка запугать приемных родителей (подробнее). Понимание,
что после принятия ребенка семья неизбежно останется один на один со всеми
педагогическими и психологическими проблемами ребенка, – одна из главных причин
низких темпов усыновления и принятия под родственную опеку не только подросших
детей и детей с минимальными физическими недостатками или педагогической
запущенностью, но и относительно здоровых малышей. Одно механическое увеличение
денежных выплат не решает проблемы, т.к. нет достаточного выбора
квалифицированных специалистов по долгосрочному сопровождению принимающих семей
(как частных, так и по программе ОМС - подробнее).
Если говорить о причинах этих явлений с точки зрения общественного сознания, то, на мой взгляд, многое объясняется двумя мифами: «В нормальном детском доме ребенку хорошо» - отсюда, например, невысокие ожидания к профессиональным навыкам сотрудников органов опеки по поиску замещающей семьи; и «Любовью можно исправить все!» - отсюда отсутствие исследований в области психологии сиротства и нарушения привязанности, которые имеют значение именно для стабильного устройства ребенка в семью. Подробнее о мифах общественного сознания, которые препятствуют реформированию существующей системы профилактики социального сиротства, приглашаю почитать в разделе «Мифы» по ссылке вверху.
(1) Реформирование организаций для детей-сирот интернатного типа в семейно-профессиональные формы воспитания: семейно-воспитательные группы внутри организации для детей-сирот, семейные детские дома, патронатные семьи, детские деревни SOS (подробнее).
(2) Подготовка специалистов (психологов, психиатров, логопедов, дефектологов) для реабилитации детей-сирот в целях подготовки на усыновление или опеку, а также для сопровождения принимающих семей на базе реформированных организаций для детей-сирот, включая службы патронатного воспитания и сопровождения:
(3) Обязательная общефедеральная программа подготовки и аттестации специалистов органов опеки и попечительства (с экзаменом, аналогичным ЕГЭ), а также регулярные курсы повышения квалификации и переаттестации этих специалистов.
(4) Прямое бюджетное стимулирование субъектов РФ и/или органов местного самоуправления (в зависимости от того, какой уровень власти выполняет функции органов опеки и попечительства в данном регионе):
(5) Планомерный поиск усыновителей до рождения нежеланного ребенка: