Текст Программы

Здоровые дети младшего возраста

на время поиска семьи - только семейно-профессиональные формы воспитания

Как обеспечить семейное воспитание
для этой категории детей?

У относительно здоровых малышей дошкольного возраста, утративших родительское попечение в первые годы жизни, шансы на усыновление и родственную опеку довольно высоки, но реализовать их в максимальном объеме можно только при следующих условиях:

  1. Сразу после выявления - и на все время подбора усыновителей или опекунов - ребенок передается на семейно-профессиональные формы воспитания. Это могут быть семейно-воспитательные группы внутри организации для детей-сирот, семейные детские дома, патронатные семьи, детские деревни SOS (подробнее). Профессиональная приемная семья обеспечена поддержкой специалистов в области педагогики, психологии и реабилитации детей-сирот на всем протяжении воспитания ребенка. Это означает, что ребенок-сирота в такой семье получает не только эмоциональное тепло и заботу, но и возможность преодолеть последствия жестокого обращения или запущенности в ранние годы жизни - а значит, шанс на успешную интеграцию в постоянную семью после усыновления или передачи под родственную опеку. 
  2. Активный и творческий поиск усыновителей и опекунов среди родственников ребенка и третьих лиц силами сотрудников органов опеки и попечительства. 
  3. Адекватное, регулярное и доступное психологическое и медицинское сопровождение усыновителей и опекунов после устройства ребенка, даже младшего возраста. Это сопровождение может быть предоставлено, в том числе, специалистами службы патронатного воспитания и сопровождения (подробнее). 
  4. Возможность подбора и знакомства биосемьи с будущими усыновителями до рождения ребенка (т.н. «запланированное усыновление»). Заблаговременный подбор усыновителей наиболее актуален либо (а) при незапланированной беременности девочки-подростка из относительно благополучной семьи (характерная история такого рода легла в основу канадско-американского фильма 2007 года «Джуно» - «Juno», 2007), либо (б) для матерей старшего возраста, обремененных заботой о старших детях и других членах, для которых беременность и уход за новорожденным означает критическое снижение доходов всей семьи.  У запланированных усыновлений есть важные положительные стороны:

Почему «пробуксовывает» передача здоровых малышей на усыновление или 
под родственную опеку сейчас?

Во-первых, нет ни образовательной программы, ни общественного или государственного заказа на специалистов в области психологии сиротства и семейной реабилитации детей, утративших родительское попечения. Подобной «кузницей кадров» могли бы выступить далеко не только педагогические и психологические ВУЗы, но прежде всего службы патронатного воспитания и сопровождения, где специалисты получают бесценный практический опыт помощи детям (подробнее).

Во-вторых, к сотрудникам органов опеки фактически не предъявляется никаких профессиональных требований. До сих пор не разработан (хотя появление такого курса было назначено еще на январь 2014 года - подробнее) хотя бы краткий курс семейного права, педагогики и детской психологии, аналогичный обязательному курсу подготовки для приемных родителей. В результате семейным устройством нескольких десятков или сотен детей на территории района или города занимается человек, не имеющий базовых юридических, педагогических и психологических знаний. Отсюда: ошибки при определении статуса ребенка на различные формы семейного устройства, существенные задержки и/или неправомерные отказы в передаче ребенка на семейное устройство, общая инертность из-за страха сделать неверный шаг.

В-третьих, не предусмотрено положительного стимулирования успешной работы местных органов опеки и попечительства по подбору именно постоянных семей для детей-сирот. Нередко основная работа волонтеров и общественных организаций заключается в том, чтобы поощрять местные органы власти на такие очевидные действия, как, например, регулярное обновление фотографий в банке данных детей-сирот; выпуск еженедельной передачи о воспитанниках детских учреждений, подлежащих семейному устройству; внедрение гостевого режима (подробнее). При соответствующих стимулах местные органы власти проявляли бы больше инициативы и творчества без «подсказок» извне.

В-четвертых, совершенно не проработан механизм подбора усыновителей до рождения ребенка (т.н. «запланированные усыновления»). На данный момент алгоритм поиска замещающей семьи для новорожденного сироты таков: биоматери предлагается дать согласие на усыновление немедленно после рождения ребенка, ребенок тут же изымается в детскую больницу «на карантин», и биомать теряет всякую возможность участия в дальнейшей судьбе ребенка. При этом никакой гарантии, что ребенок будет быстро передан на усыновление, нет. Возможность передачи ребенка на усыновление конкретным кандидатам упомянута в п. 3 ст. 129 Семейного кодекса РФ. На практике попытки биоматери передать новорожденного конкретным, уже знакомым ей, усыновителям обычно встречают активный (порой агрессивный) отпор со стороны сотрудников органов опеки и попечительства (подробнее). В итоге в тяжелой жизненной ситуации мать предпочитает оставить ребенка в роддоме с неопределенными шансами на усыновление, хотя в интересах ребенка был бы заблаговременный поиск новых родителей с помощью органов опеки и попечительства (и с учетом мнения биоматери) из числа уже поставленных на учет кандидатов.

В-пятых, в России не практикуется сопровождение усыновителей и опекунов после принятия ребенка в семью. При возникновении любых конфликтов или трудностей в процессе адаптации нередкой реакцией сотрудника органа опеки является или предложение вернуть ребенка в детское учреждение, или попытка запугать приемных родителей (подробнее). Понимание, что после принятия ребенка семья неизбежно останется один на один со всеми педагогическими и психологическими проблемами ребенка, – одна из главных причин низких темпов усыновления и принятия под родственную опеку не только подросших детей и детей с минимальными физическими недостатками или педагогической запущенностью, но и относительно здоровых малышей. Одно механическое увеличение денежных выплат не решает проблемы, т.к. нет достаточного выбора квалифицированных специалистов по долгосрочному сопровождению принимающих семей (как частных, так и по программе ОМС - подробнее).

Если говорить о причинах этих явлений с точки зрения общественного сознания, то, на мой взгляд, ​многое объясняется двумя мифами: «В нормальном детском доме ребенку хорошо» - отсюда, например, невысокие ожидания к профессиональным навыкам сотрудников органов опеки по поиску замещающей семьи; и «Любовью можно исправить все!» - отсюда отсутствие исследований в области психологии сиротства и нарушения привязанности, которые имеют значение именно для стабильного устройства ребенка в семью. Подробнее о мифах общественного сознания, которые препятствуют реформированию существующей системы профилактики социального сиротства, приглашаю почитать в разделе «Мифы» по ссылке вверху.

Как исправить ситуацию?

(1) ​Реформирование организаций для детей-сирот интернатного типа в семейно-профессиональные формы воспитания: семейно-воспитательные группы внутри организации для детей-сирот, семейные детские дома, патронатные семьи, детские деревни SOS (подробнее).

(2) ​Подготовка специалистов (психологов, психиатров, логопедов, дефектологов) для реабилитации детей-сирот в целях подготовки на усыновление или опеку, а также для сопровождения принимающих семей на базе реформированных организаций для детей-сирот, включая службы патронатного воспитания и сопровождения:

(3) ​Обязательная общефедеральная программа подготовки и аттестации специалистов органов опеки и попечительства (с экзаменом, аналогичным ЕГЭ), а также регулярные курсы повышения квалификации и переаттестации этих специалистов.

(4)  Прямое бюджетное стимулирование субъектов РФ и/или органов местного самоуправления (в зависимости от того, какой уровень власти выполняет функции органов опеки и попечительства в данном регионе):

(5)  ​Планомерный поиск усыновителей до рождения нежеланного ребенка:

Дополнительные материалы по этой категории