Внимание: последнее обновление материалов сайта - 01.01.2017

Структура органов опеки и попечительства

Согласно п. 2 ст. 121 Семейного кодекса РФ и ст. 6 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства (ООП) регулируются:

Так, в соответствии с п. 2 ст. 121 Семейного кодекса РФ и ст. 6 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта РФ. Структура исполнительных органов государственной власти субъекта РФ в целях организации и осуществления деятельности по опеке и поручительству определяется высшим должностным лицом субъекта РФ (или руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ). В акте, регламентирующем деятельность органа опеки и попечительства, должно быть указано наличие у него статуса органа опеки и попечительства (п. 2 ст. 6 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»).

Органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, на территориях которых отсутствуют органы опеки и попечительства, образованные в соответствии с Федеральным законом РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», могут наделяться законом субъекта РФ полномочиями по опеке и попечительству с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В этом случае органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления (ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»).

В п. 1 Письма Минобразования и науки РФ от 31.08.2010 № 06-364 "О применении законодательства по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних" разъясняется порядок передачи полномочий по опеке и попечительству органам местного самоуправления. Если кратко:

Таким образом (несмотря на полномочия по контролю, возложенные на Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки РФ), в случае передачи полномочий по опеке и попечительству органам местного самоуправления исполнительным органам государственной власти субъектов РФ необходимо обеспечить надлежащий контроль за исполнением указанных полномочий. Также исполнительным органам государственной власти субъектов РФ необходимо обеспечить координацию деятельности органов местного самоуправления при осуществлении переданных полномочий.

Формы документов, используемых в работе органов опеки и попечительства, собраны в отдельном разделе (последний раздел в перечне слева).