Внимание: последнее обновление материалов сайта - 01.01.2017
Согласно п. 2 ст. 121 Семейного кодекса РФ и ст. 6 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства (ООП) регулируются:
другими федеральными законами,
законами субъектов РФ.
Так, в соответствии с п. 2 ст. 121 Семейного кодекса РФ и ст. 6 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта РФ. Структура исполнительных органов государственной власти субъекта РФ в целях организации и осуществления деятельности по опеке и поручительству определяется высшим должностным лицом субъекта РФ (или руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ). В акте, регламентирующем деятельность органа опеки и попечительства, должно быть указано наличие у него статуса органа опеки и попечительства (п. 2 ст. 6 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»).
Органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, на территориях которых отсутствуют органы опеки и попечительства, образованные в соответствии с Федеральным законом РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», могут наделяться законом субъекта РФ полномочиями по опеке и попечительству с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В этом случае органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления (ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»).
В п. 1 Письма Минобразования и науки РФ от 31.08.2010 № 06-364 "О применении законодательства по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних" разъясняется порядок передачи полномочий по опеке и попечительству органам местного самоуправления. Если кратко:
Возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственно-властными полномочиями предусмотрена ст. 132 Конституции РФ, п. 6 ст. 26.3 Федерального закона РФ от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и ч. 2 ст. 19 Федерального закона РФ от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Исходя из толкования ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» и п. 6 ст. 26.3 Федерального закона РФ от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации": (а) полномочия по опеке и попечительству могут передаваться органам местного самоуправления всех видов муниципальных образований, на территориях которых отсутствуют органы по опеке и попечительству, образованные в соответствии с Федеральным законом РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», то есть соответствующие органы исполнительной власти субъектов РФ; (б) порядок передачи полномочий по опеке и попечительству должен устанавливаться законом субъекта РФ; (в) полномочия по опеке и попечительству передаются в полном объеме.
Исходя из вышеизложенного следует, что Федеральным законом РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» установлен объем передаваемых органам местного самоуправления полномочий, к которым относятся все без исключения полномочия по опеке и попечительству, как они перечислены в ст. 8 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве». Возможность разделения указанных полномочий между исполнительными органами субъектов РФ и органами местного самоуправления Федеральным законом РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» не предусмотрена.
В акте, регламентирующем деятельность органа опеки и попечительства, обязательно должно быть указано наличие у него статуса органа опеки и попечительства (ч. 2 ст. 6 Федерального закона РФ от 24.04.2008 от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»).
При передаче полномочий органам местного самоуправления в законодательстве субъекта РФ должны быть урегулированы в том числе следующие вопросы (ч. 6 ст. 19 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"):
порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий;
порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль.
Таким образом (несмотря на полномочия по контролю, возложенные на Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки РФ), в случае передачи полномочий по опеке и попечительству органам местного самоуправления исполнительным органам государственной власти субъектов РФ необходимо обеспечить надлежащий контроль за исполнением указанных полномочий. Также исполнительным органам государственной власти субъектов РФ необходимо обеспечить координацию деятельности органов местного самоуправления при осуществлении переданных полномочий.
Формы документов, используемых в работе органов опеки и попечительства, собраны в отдельном разделе (последний раздел в перечне слева).