Обязаны ли органы опеки предоставлять кандидатам сведения о детях после передачи анкет в банк данных детей?

Да, обязаны, так как государственный банк данных детей-сирот создавался не с целью заменить органы опеки и попечительства, а чтобы расширить географию поиска замещающих родителей. Согласно п. 3 ст. 5 Федерального закона РФ от 16.04.2001 № 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей":

Предоставление сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, региональным операторам или федеральному оператору не освобождает органы опеки и попечительства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации от обязанности по устройству или организации устройства таких детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

Аналогичный принцип закреплен и в п. 48 Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, утв. Приказом Минобразования и науки РФ от 17.02.2015 № 101:

Предоставление сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, региональному и федеральному операторам не освобождает соответственно органы опеки и попечительства и регионального оператора от обязанности по устройству или организации устройства таких детей на воспитание в семьи российских граждан.

В отношении кандидатов в усыновители эта обязанность органов опеки и попечительства подтверждена в п. 10 Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.03.2000 № 275.

Что касается опекунов, то в пп. 10 и 11 Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством РФ формах, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 423, указано, что заключение о возможности быть опекуном (приемным родителем) является основанием для обращения кандидата в орган опеки и попечительства по месту своего жительства, в другой орган опеки и попечительства по своему выбору или в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Поэтому после внесения сведений о гражданине, выразившем желание стать опекуном, в журнал учета граждан, выразивших желание стать опекунами, орган опеки и попечительства обязан представить гражданину информацию о ребенке (детях), нуждающемся в установлении над ним опеки или попечительства, и выдать направление для посещения ребенка по месту нахождения ребенка.

В отношении приемной семьи действует тот же принцип: именно орган опеки предоставляет кандидатам в приемные родители информацию о ребенке, который может быть передан на воспитание в приемную семью, и выдает направление для посещения ребенка по месту его нахождения (п. 7 Правил создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 423).

Внимание! Для иностранных усыновителей подбор ребенка возможен только через региональный банк данных. Особый порядок использования иностранными усыновителями банка данных о детях-сиротах установлен в Разделе IV (пп. 36 - 46), п. 47, пп. 54 -55, п. 58, пп. 74 - 76 и пп. 80 - 84 Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, утв. Приказом Минобразования и науки РФ от 17.02.2015 № 101.

Формы документов, используемых в работе органов опеки и попечительства, собраны в отдельном разделе (последний раздел в перечне слева).