Внимание: последнее обновление материалов сайта - 01.01.2017

Задачи и функции домов ребенка

В соответствии с п. 5 Типового положения о доме ребенка, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2012 № 344н, задачами дома ребенка являются:

  • содержание детей на основе полного государственного обеспечения;

  • обеспечение защиты прав детей в период их пребывания в доме ребенка;

  • создание детям благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности;

  • обеспечение охраны и укрепления здоровья детей, медико-социальной помощи, комплексной медико-психологической и педагогической реабилитации, их социальной адаптации;

  • поддержание и сохранение контактов с родителями (законными представителями), родственниками детей и иными гражданами.

Дом ребенка осуществляет следующие функции (п. 6 Типового положения о доме ребенка, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2012 № 344н):

  • прием детей, динамическое медицинское наблюдение за состоянием их здоровья, физическим и нервно-психическим развитием;

  • уход за детьми и их воспитание, в том числе физическое воспитание, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое развитие детей;

  • организация и проведение мероприятий по охране здоровья детей, в том числе по комплексной оценке состояния здоровья детей, осуществление профилактических, диагностических, лечебных и оздоровительных мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и рецидивов детских болезней, инвалидизации;

  • проведение мероприятий по профилактике алиментарных расстройств, анемии и рахита;

  • организация и проведение профилактических осмотров воспитанников с привлечением специалистов в соответствии с номенклатурой специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения РФ, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.04.2009 № 210н;

  • оказание медицинской помощи детям, включая диагностику и лечение заболеваний, не требующих стационарной помощи;

  • диспансерное наблюдение детей, страдающих хроническими заболеваниями;

  • проведение восстановительного лечения, комплексной медико-психологической и педагогической реабилитации (абилитации) детей, их социальной адаптации;

  • реализация индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов;

  • проведение иммунопрофилактики детей;

  • при наличии медицинских показаний направление детей в медицинские организации для оказания специализированной медицинской помощи, восстановительного лечения, медицинской реабилитации, санаторно-курортного лечения с информированием родителей (усыновителей) детей;

  • направление детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, на медико-социальную экспертизу для оформления инвалидности;

  • направление детей с нарушениями слуха, выявленными в акушерских стационарах, детских поликлиниках на первом этапе аудиологического скрининга, в центры реабилитации слуха для углубленной диагностики (второй этап аудиологического скрининга);

  • взаимодействие с центрами реабилитации слуха в работе по направлению детей с нарушениями слуха (двусторонней сенсорной глухотой) в медицинские организации для оказания им высокотехнологичной медицинской помощи - операции "кохлеарная имплантация";

  • направление детей с перинатальным контактом ВИЧ-инфекции, детей с ВИЧ-инфекцией на обследование и лечение в центры по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями в период диспансерного наблюдения;

  • осуществление мероприятий по компенсации и (или) коррекции недостатков физического и (или) психического развития детей, отклонений в их поведении;

  • разработка и проведение мероприятий по повышению качества медицинской помощи, оказываемой детям, и воспитательного процесса;

  • организация, обеспечение и оптимизация санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов, режима дня, рационального питания и двигательного режима детей;

  • ведение медицинской документации в установленном порядке;

  • взаимодействие с медицинскими организациями по вопросам медицинского обеспечения детей;

  • установление и осуществление опеки в целях защиты прав и интересов детей в отношениях с любыми лицами;

  • взаимодействие с органами опеки и попечительства по вопросам соблюдения прав и законных интересов детей, в том числе семейного устройства детей;

  • взаимодействие с родителями (законными представителями) детей и иными гражданами в целях восстановления и (или) сохранения родственных связей детей, временной передачи детей в семьи граждан, постоянно проживающих в РФ;

  • оказание консультативной и методической помощи законным представителям по вопросам воспитания, обучения и развития детей;

  • защита личных и имущественных прав и законных интересов детей;

  • повышение профессиональной квалификации медицинских, педагогических и иных работников дома ребенка.

В соответствии с п. 17 Порядка содержания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, до достижения ими возраста четырех лет включительно в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 11.04.2012 № 343н, распорядок дня, лечебно-оздоровительная и учебно-воспитательная работа в домах ребенка имеют профилактическую направленность, организуются и осуществляются с целью обеспечения оптимального физического и нервно-психического развития, коррекции отклонений в состоянии здоровья детей, в том числе имеющих дефекты умственного и физического развития, социальной адаптации.

Формы документов, используемых в работе организаций для детей-сирот, собраны в отдельном разделе (последний раздел в перечне слева).

C 1 сентября 2015 года деятельность организаций для детей-сирот регулируется Положением о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей, утв. Постановление Правительства РФ от 24.05.2014 № 481.