Правовая основа деятельности организаций для детей-сирот

Правовую основу деятельности организаций для детей-сирот составляет ряд законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также субъектов РФ (в пределах их компетенции):

Например, деятельность домов ребенка регулируется несколькими нормативными актами Минздравсоцразвития РФ:

(а) Приказ Минздрава РФ от 24.01.2003 № 2 "О совершенствовании деятельности дома ребенка" (вместе с "Положением об организации деятельности дома ребенка", "Положением о работе медико-психолого-педагогической комиссии дома ребенка")

(б) Приказ Минздравсоцразвития РФ от 11.04.2012 № 343н "Об утверждении Порядка содержания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, до достижения ими возраста четырех лет включительно в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения"

(в) Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2012 № 344н "Об утверждении Типового положения о доме ребенка"

В соответствии с п. 1 (к) ст. 72 Конституции РФ семейное право находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Это означает, что в области семейного права издаются федеральные законы и  принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (пп. 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ).

В соответствии с пп. 24 и 24.2 ст. 26.3 Федерального закона РФ от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот, организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ. Законы субъекта РФ, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъекта РФ, муниципальные правовые акты, регулирующие указанные вопросы, должны в том числе определять:

  • перечни организаций для детей-сирот, осуществляющих деятельность на соответствующей территории, их организационно-правовую форму;

  • перечни и стандарты качества предоставляемых указанными организациями услуг;

  • порядок и нормативы финансирования деятельности организаций для детей-сирот;

  • нормы материального обеспечения и меры социальной поддержки детей, находящихся в организациях для детей-сирот;

  • компетенцию и порядок организации деятельности органов и учреждений различной ведомственной принадлежности в сфере обеспечения содержания, воспитания и развития детей, находящихся в организациях для детей-сирот, оказания им образовательных, медицинских, социальных услуг, защиты их прав и законных интересов на уровне муниципального образования, субъекта РФ.

Например, в целях оказания методической помощи органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления в организации деятельности домов-интернатов для умственно отсталых детей Минтруда и соцразвития РФ Постановлением от 08.08.2002 № 54 утвердило Методические рекомендации по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения "Дом-интернат для умственно отсталых детей", включая примерное штатное расписание учреждения. Но деятельность указанных учреждений в каждом конкретном регионе регулируется исключительно законами субъекта РФ. Указанное Постановление носит рекомендательный характер.

Формы документов, используемых в работе организаций для детей-сирот, собраны в отдельном разделе (последний раздел в перечне слева).

C 1 сентября 2015 года деятельность организаций для детей-сирот регулируется Положением о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей, утв. Постановление Правительства РФ от 24.05.2014 № 481.