Внимание: последнее обновление материалов сайта - 01.01.2017
Правовую основу деятельности организаций для детей-сирот составляет ряд законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также субъектов РФ (в пределах их компетенции):
Федеральный закон РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"
Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
нормативные правовые акты Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти
Например, деятельность домов ребенка регулируется несколькими нормативными актами Минздравсоцразвития РФ:
В соответствии с п. 1 (к) ст. 72 Конституции РФ семейное право находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Это означает, что в области семейного права издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (пп. 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ).
В соответствии с пп. 24 и 24.2 ст. 26.3 Федерального закона РФ от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот, организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ. Законы субъекта РФ, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъекта РФ, муниципальные правовые акты, регулирующие указанные вопросы, должны в том числе определять:
перечни организаций для детей-сирот, осуществляющих деятельность на соответствующей территории, их организационно-правовую форму;
перечни и стандарты качества предоставляемых указанными организациями услуг;
порядок и нормативы финансирования деятельности организаций для детей-сирот;
нормы материального обеспечения и меры социальной поддержки детей, находящихся в организациях для детей-сирот;
компетенцию и порядок организации деятельности органов и учреждений различной ведомственной принадлежности в сфере обеспечения содержания, воспитания и развития детей, находящихся в организациях для детей-сирот, оказания им образовательных, медицинских, социальных услуг, защиты их прав и законных интересов на уровне муниципального образования, субъекта РФ.
Например, в целях оказания методической помощи органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления в организации деятельности домов-интернатов для умственно отсталых детей Минтруда и соцразвития РФ Постановлением от 08.08.2002 № 54 утвердило Методические рекомендации по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения "Дом-интернат для умственно отсталых детей", включая примерное штатное расписание учреждения. Но деятельность указанных учреждений в каждом конкретном регионе регулируется исключительно законами субъекта РФ. Указанное Постановление носит рекомендательный характер.
Формы документов, используемых в работе организаций для детей-сирот, собраны в отдельном разделе (последний раздел в перечне слева).
C 1 сентября 2015 года деятельность организаций для детей-сирот регулируется Положением о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей, утв. Постановление Правительства РФ от 24.05.2014 № 481.