Внимание: последнее обновление материалов сайта - 01.01.2017

Право воспитанников организации для детей-сирот на семейное воспитание

Согласно п. 1 ст. 123 Семейного кодекса РФ дети, оставшиеся без попечения родителей, передаются в организации для детей-сирот временно, на период их устройства на воспитание в семью.

Как поясняется в п. 5.2 Рекомендаций по совершенствованию деятельности организаций для детей-сирот в целях создания в них условий воспитания, приближенных к семейным, а также привлечению этих организаций к профилактике социального сиротства, семейному устройству и постинтернатной адаптации детей-сирот, утв. Приложением к Письму Минобразнауки РФ от 18.06.2013 № ИР-590/07 "О совершенствовании деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", право каждого ребенка жить и воспитываться в семье, установленное в ст. 54 Семейного кодекса РФ, относится к числу приоритетных прав детей, находящихся в организациях для детей-сирот.

Право воспитанников организации для детей-сирот на семейное воспитание обеспечивается следующим образом:

Во-первых, в соответствии с п. 3 ст. 14 Федерального закона РФ от 24.06.1999 № 120-ФЗ  "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" организация для детей-сирот также участвует в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с детьми, находящимися в этих организациях, предполагающей осуществление деятельности по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.

Во-вторах, на время пребывания в организации для детей-сирот организация обязана обеспечить для своих воспитанников благоприятные условия пребывания, приближенные к семейным. Достигается это путем проживания детей в семейных воспитательных группах, размещаемых в помещениях для проживания, созданных по квартирному типу.

Подробнее о семейных воспитательных группах см. пп. 32-41 Положения о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.05.2014 № 481, а также в отдельном материале этого раздела.

В-третьих, согласно п. 56 Положения о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.05.2014 № 481, в целях создания условий для возврата детей в родную семью, а при невозможности воссоединения семьи – условий для устройства каждого ребенка, находящегося в организации для детей-сирот, на воспитание в семью – организация для детей-сирот совместно с органами опеки и попечительства проводит индивидуальную работу, направленную на максимально возможное сокращение сроков пребывания ребенка в организации для детей-сирот. Так, в рамках этой индивидуальной работы организация для детей-сирот:

Следует отметить, что в соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" организации для детей-сирот, располагающие необходимыми кадровыми, материально-техническими и иными ресурсами, в настоящее время могут наделяться органами опеки и попечительства в установленном порядке полномочием по подбору и подготовке граждан, желающих принять детей-сирот на воспитание в свои семьи (далее - подготовка приемных родителей). Организации для детей-сирот, на которые не возложено полномочие по подготовке приемных родителей, могут оказывать гражданам, желающим принять детей на воспитание в свои семьи, консультативные услуги, а также участвовать в подготовке приемных родителей, организуемой органами опеки и попечительства или организациями, наделенными указанным полномочием.

Наконец, согласно п. 2 ст. 122 Семейного кодекса РФ руководитель организации для детей-сирот в семидневный срок со дня, когда ему стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, обязан сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения организации.

При этом руководителями организаций для детей-сирот в органы опеки и попечительства одновременно представляется извещение об установлении, изменении, уточнении и (или) снятии диагноза либо изменении иных данных о состоянии здоровья, физического и умственного развития у детей-сирот по установленной форме (Приложение № 2 к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 25.06.2010 № 480н "О порядке предоставления сведений о состоянии здоровья детей, оставшихся без попечения родителей, для внесения в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей"). Указанное извещение на детей, у которых изменились данные о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии, представляется руководителями организаций для детей-сирот в органы опеки и попечительства в семидневный срок со дня, когда руководителям организаций стало известно об изменениях, но не реже одного раза в год на каждого ребенка.
 

В п. 3.3.3 Рекомендаций по совершенствованию деятельности организаций для детей-сирот в целях создания в них условий воспитания, приближенных к семейным, а также привлечению этих организаций к профилактике социального сиротства, семейному устройству и постинтернатной адаптации детей-сирот, утв. Приложением к Письму Минобразнауки РФ от 18.06.2013 № ИР-590/07 "О совершенствовании деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", уточняется, что:

(а) С учетом того, что значительную часть воспитанников организаций для детей-сирот составляют дети, имеющие родителей, но оставшиеся без их попечения по социальным причинам, ресурсы организации для детей-сирот целесообразно использовать в организации работы по профилактике отказа родителей от воспитания своих детей, коррекционно-реабилитационной работы с родителями, ограниченными в родительских правах, лишенными родительских прав, для обеспечения возможности формирования либо восстановления позитивных отношений между родителями и детьми, восстановления родителей в родительских правах и возвращения им детей. Деятельность по профилактике социального сиротства может быть организована в том числе в рамках осуществления организацией для детей-сирот переданного ей в установленном порядке полномочия органа опеки и попечительства по выявлению несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей.

Подробнее о порядке делегирования полномочий органов опеки и попечительства другим организациям, включая организации для детей-сирот.

(б) В отношении детей-инвалидов и детей с тяжелыми нарушениями, находящимися в стационарных учреждениях социального обслуживания, следует активно использовать такие формы работы по социализации и семейному воспитанию детей, как временная передача ребенка в семью граждан и семейная воспитательная группа (см. Постановление Минтруда РФ от 29.03.2002 № 25 "Об утверждении Рекомендаций по организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации"), а также такой вид опеки (попечительства), как патронатная семья. Подобная мера нередко предоставляет ребенку-инвалиду единственную возможность получить опыт проживания в условиях семьи.

(в) Организации для детей-сирот могут оказывать детям, в том числе детям-сиротам, а также гражданам, в семьи которых переданы такие дети, услуги по социальному, медицинскому, психологическому и (или) педагогическому сопровождению. Деятельность структурного подразделения (подразделений) организации для детей-сирот, осуществляющего функции по оказанию содействия в возвращении детей в родную семью и устройстве детей на воспитание в семьи граждан, может быть организована с учетом Примерного положения о центре содействия семейном устройству детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки и сопровождения замещающих семей, утв. Приложением к Письму Минобразования и науки РФ от 01.03.2011 № 06-370  "О направлении примерного положения") (также Приложение № 3 к Рекомендациям по совершенствованию деятельности организаций для детей-сирот в целях создания в них условий воспитания, приближенных к семейным, а также привлечению этих организаций к профилактике социального сиротства, семейному устройству и постинтернатной адаптации детей-сирот, утв. Приложением к Письму Минобразнауки РФ от 18.06.2013 № ИР-590/07 "О совершенствовании деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").

Если кратко, то центр создается для организации и обеспечения деятельности по содействию семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей, подготовке и сопровождению семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, на территории субъекта РФ или муниципального образования. Направлениями деятельности Центра являются:

  • поиск и подготовка граждан, желающих принять детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в свои семьи;

  • консультирование граждан по вопросам семейного устройства и защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей;

  • подбор для детей, оставшихся без попечения родителей, совместимой с ними семьи из числа семей, прошедших подготовку в Центре, и представление органу опеки и попечительства необходимых материалов для рассмотрения вопроса о помещении ребенка (детей) в указанную семью;

  • психолого-педагогическая подготовка детей, оставшихся без попечения родителей, к передаче на воспитание в семью;

  • комплексное сопровождение замещающих семей, включая:

  • проведение периодического комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей, переданных на воспитание в семьи, оказание им и их законным представителям, а также иным членам семьи психолого-педагогической, правовой и иной помощи, направленной на обеспечение нормального воспитания и развития детей в замещающей семье;

  • организацию и проведение обучающих семинаров, тренингов для замещающих семей;

  • участие в проведении в установленном порядке проверок условий жизни и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи, мониторинга их развития;

  • подготовка проекта заключения об условиях жизни и воспитания ребенка, оставшегося без попечения родителей, включающего рекомендации о форме защиты его прав и законных интересов;

  • оказание во взаимодействии с органами опеки и попечительства содействия детям, оставшимся без попечения родителей, переданным на воспитание в семьи, их законным представителям в получении детьми образования, медицинской помощи, социальных услуг;

  • профилактика отказов родителей (законных представителей) от детей, возврата детей из замещающих семей, организация коррекционно-реабилитационной работы с родителями, лишенными родительских прав, ограниченными в родительских правах, в целях возвращения им детей, предоставление комплексной помощи ребенку и семье с целью обеспечения безопасных условий развития и воспитания ребенка, сохранения его в кровной или замещающей семье;

  • реабилитация детей, отобранных у родителей, возвращенных из замещающих семей;

  • оказание во взаимодействии с органами опеки и попечительства содействия в обеспечении защиты прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей;

  • взаимодействие с организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по вопросам устройства находящихся в этих организациях детей на воспитание в семьи граждан, организации временной передачи детей в семьи граждан, постоянно проживающих на территории РФ;

  • взаимодействие с гражданами и организациями в решении вопросов защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в устройстве на воспитание в семьи, поддержки замещающих семей.

    Формы документов, используемых в работе организаций для детей-сирот, собраны в отдельном разделе (последний раздел в перечне слева).

    C 1 сентября 2015 года деятельность организаций для детей-сирот регулируется Положением о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей, утв. Постановление Правительства РФ от 24.05.2014 № 481.