Внимание: последнее обновление материалов сайта - 01.01.2017

Контроль за организацией для детей-сирот, ответственность руководителя и сотрудников организации

Согласно п. 3 ст. 155.1 Семейного кодекса РФ контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся в организациях для детей-сирот, возложен на органы опеки и попечительства.

В п. 9 Рекомендаций по совершенствованию деятельности организаций для детей-сирот, утв. Приложением к Письму Минобразнауки РФ от 18.06.2013 № ИР-590/07 "О совершенствовании деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", говорится, что органам исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с установленной компетенцией необходимо организовать систему контроля за соблюдением прав детей, воспитывающихся в организациях для детей-сирот, с участием всех заинтересованных государственных и муниципальных органов и организаций, в том числе органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов и организаций систем образования, здравоохранения, социальной защиты населения, органов внутренних дел, прокуратуры, следственных органов Следственного комитета РФ и других.

Кроме того, одним из факторов, обеспечивающих открытость организаций для детей-сирот, является осуществление общественного контроля за соблюдением установленных требований к условиям пребывания детей в указанных организациях, соблюдением прав детей, за использованием средств, предназначенных на обеспечение деятельности организации, в том числе благотворительных взносов и пожертвований физических и юридических лиц. Указанный общественный контроль может осуществляться в том числе в рамках деятельности попечительского совета организации для детей-сирот, а также в иных установленных законом формах. Например, согласно п. 11 Типового положения о доме ребенка, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2012 № 344н, при доме ребенка может быть организован попечительский совет.
 

Гражданская ответственность

В соответствии с п. 2 ст. 155.1 Семейного кодекса РФ к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которые дети помещены под надзор, применяются нормы законодательства об опеке и попечительстве, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей.

Согласно пп. 1 и 2 ст. 26 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" организация для детей-сирот, как опекун (попечитель) в отношении своих воспитанников, отвечает за вред, причиненный по вине сотрудников организации личности или имуществу подопечного, в соответствии с предусмотренными гражданским законодательством правилами об ответственности за причинение вреда.

Следует отметить, что если вред, причиненный личности или имуществу воспитанника сотрудниками организации, возмещается за счет организации, в дальнейшем организация для детей-сирот получает право регрессного требования в отношении виновного сотрудника в силу ст. 238 Трудового кодекса РФ, которая гласит, что работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб, под которым понимается и возмещение работодателем ущерба, причиненного работником третьим лицам.
 

Административная ответственность

В соответствии с Кодексом РФ «Об административных правонарушениях» на руководителя и/или сотрудников организации для детей-сирот может быть наложен административный штраф за следующие правонарушения:

  • Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних - п. 1 ст. 5.35 Кодекса РФ "Об административных правонарушениях".

  • Нарушение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних прав и интересов несовершеннолетних, выразившееся в лишении их права на общение с родителями или близкими родственниками, если такое общение не противоречит интересам детей, в намеренном сокрытии места нахождения детей помимо их воли, в неисполнении судебного решения об определении места жительства детей, в том числе судебного решения об определении места жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства, в неисполнении судебного решения о порядке осуществления родительских прав или о порядке осуществления родительских прав на период до вступления в законную силу судебного решения либо в ином воспрепятствовании осуществлению родителями прав на воспитание и образование детей и на защиту их прав и интересов, - п. 2 ст. 5.35 Кодекса РФ "Об административных правонарушениях".

  • Нарушение руководителем организации для детей-сирот порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетнем, нуждающемся в передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью) либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей, а равно предоставление заведомо недостоверных сведений о таком несовершеннолетнем, - п. 1 ст. 5.36 Кодекса РФ "Об административных правонарушениях".

  • Совершение руководителем организации для детей-сирот действий, направленных на укрытие несовершеннолетнего от передачи на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью) либо в организацию для детей-сирот - п. 2 ст. 5.36 Кодекса РФ "Об административных правонарушениях".

  • Незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью - ст. 5.37 Кодекса РФ "Об административных правонарушениях".
     

Уголовная ответственность

Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за следующие виды преступлений против несовершеннолетних, совершенные руководителем и/или сотрудниками организации для детей-сирот:

  • Подмена ребенка, совершенная из корыстных или иных низменных побуждений – ст. 153 Уголовного кодекса РФ.

  • Незаконные действия по усыновлению (удочерению) детей, передаче их под опеку (попечительство), на воспитание в приемные семьи, совершенные неоднократно или из корыстных побуждений, - ст. 154 Уголовного кодекса РФ.

  • Разглашение тайны усыновления (удочерения) вопреки воле усыновителя, совершенное лицом, обязанным хранить факт усыновления (удочерения) как служебную или профессиональную тайну, либо иным лицом из корыстных или иных низменных побуждений, - ст. 155 Уголовного кодекса РФ.

  • Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогическим работником или другим работником образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, либо иной организации, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, - ст. 156 Уголовного кодекса РФ.

Формы документов, используемых в работе организаций для детей-сирот, собраны в отдельном разделе (последний раздел в перечне слева).

C 1 сентября 2015 года деятельность организаций для детей-сирот регулируется Положением о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей, утв. Постановление Правительства РФ от 24.05.2014 № 481.