Внимание: последнее обновление материалов сайта - 01.01.2017

Каким образом обеспечить переход государственной организации для детей-сирот на новые принципы работы с 1 сентября 2015 года?

В соответствии со ст. 5 Федерального закона РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" реализация общефедеральной политики по реформированию организация для детей-сирот (включая перечень конкретных мероприятий в отношении сети организаций в целом и каждой организации в отдельности) относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ.

Успех реформы зависит как от текущего состояния интернатных учреждений, так и от готовности государства обеспечить переобучение сотрудников детских домов в соответствии с новыми принципами работы.

(1) Что касается текущего состояния детских домов интернатного типа, в СМИ приводятся данные специального исследования экспертного совета Госдумы по вопросам семьи и детства на тему готовности организаций для детей-сирот к новым условиям работы: только 23 % организаций для детей-сирот могут перейти на новые условия работы; в 27 % действующих организаций для детей-сирот всех видов невозможно создать условия, приближенные к семейным, как того требует; а в 40 % организаций для детей-сирот сделать это сложно.

Такие результаты объясняются связаны прежде всего тем, на протяжении последних нескольких лет в регионах проводилась работа не по разукрупнению, а, напротив, по слиянию детских домов в 1-2 учреждения на 200-400 детей. Это позволяло отчитываться о сокращении общего количества организаций для детей-сирот, не уточняя качество подобного "сокращения".

Подробнее о практике реорганизации детских домов в различных регионах России - в статье "Попали под раздачу" в журнале "Огонек" от 7 июля 2014 года.

О результатах реформирования детских учреждений через полтора года после начала реформы - в интервью Елены Альшанской lenta.ru от 16 августа 2016 года.

(2) Что касается переобучения сотрудников организаций для детей-сирот, то государственных программ такого рода нет. При этом ни в федеральном бюджете, ни в бюджетах субъектов РФ не предусмотрено средств и на оплату переобучения силами негосударственных организаций вроде Института развития семейного устройства, которая предлагает обучение по программе «Детский дом: перезагрузка»:
 


В этой ситуации руководители некоторых организаций для детей-сирот обращаются за финансовой поддержкой к региональным общественным организациям, как, например, руководитель детского дома пос. Шаталово Смоленской области.

При этом такое переобучение способно вывести отношения между сотрудниками и воспитанниками организации для детей-сирот на качественно новый уровень. Впечатления руководителя детского дома пос. Шаталово Смоленской области Галины Соколовой, педагога с 20-летним стажем:

У нас глаза открылись. Мы, состоявшиеся педагоги, вдруг осознали, что наши дети - особые. Не лучше и не хуже домашних, просто другие, и работать с ними надо совершенно по-другому.

У нас мозги встали на место. Ведь наши дети сложные, ведут себя порой агрессивно, неуправляемо. А мы все – традиционные, выученные в советских вузах педагоги с главным принципом: не слушается – значит, не уважает меня как воспитателя, значит, надо настаивать. Ну, и всю жизнь пытались настаивать и только провоцировали детей на еще более неадекватное поведение. А оказывается, мы совсем не понимали свою работу!

В Институте нам подробно объяснили, что происходит с ребенком, по разным причинам утратившим родителей. Как потеря семьи отражается на ребенке физиологически и психологически. Все мои коллеги, которые проходили обучение, сделали для себя массу открытий. Даже психологи! Даже педагоги дополнительного образования. И изменения в нашем детском доме начались сразу же.

Когда понимаешь, в чем причина плохого поведения ребенка, и знаешь, что ты, как взрослый, можешь предпринять, чтобы ему помочь, и ребенок воспринимается иначе: перестаешь с ним соревноваться, а начинаешь сотрудничать. Дети почувствовали это мгновенно, даже удивительно, как быстро начало меняться их поведение, как они стали с нами общаться и раскрываться. Такого мгновенного результата никто не ожидал, и это, конечно, окрыляет.

 

Формы документов, используемых в работе организаций для детей-сирот, собраны в отдельном разделе (последний раздел в перечне слева).

C 1 сентября 2015 года деятельность организаций для детей-сирот регулируется Положением о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей, утв. Постановление Правительства РФ от 24.05.2014 № 481.