(если формат чтения неудобен, кнопка внизу - Программа в pdf-версии)
 

Как обеспечить семейное воспитание
для этой категории детей?

У относительно здоровых малышей дошкольного возраста, утративших родительское попечение в первые годы жизни, шансы на усыновление и родственную опеку довольно высоки, но реализовать их в максимальном объеме можно только при следующих условиях:

  1. Сразу после выявления - и на все время подбора усыновителей или опекунов - ребенок передается на семейно-профессиональные формы воспитания. Это могут быть семейно-воспитательные группы внутри организации для детей-сирот, семейные детские дома, патронатные семьи, детские деревни SOS. подробнее ► Профессиональная приемная семья обеспечена поддержкой специалистов в области педагогики, психологии и реабилитации детей-сирот на всем протяжении воспитания ребенка. Это означает, что ребенок-сирота в такой семье получает не только эмоциональное тепло и заботу, но и возможность преодолеть последствия жестокого обращения или запущенности в ранние годы жизни - а значит, шанс на успешную интеграцию в постоянную семью после усыновления или передачи под родственную опеку.

  2. Активный и творческий поиск усыновителей и опекунов среди родственников ребенка и третьих лиц силами сотрудников органов опеки и попечительства.

  3. Адекватное, регулярное и доступное психологическое и медицинское сопровождение усыновителей и опекунов после устройства ребенка, даже младшего возраста. Это сопровождение может быть предоставлено, в том числе, специалистами службы патронатного воспитания и сопровождения. подробнее ►

  4. Возможность подбора и знакомства биосемьи с будущими усыновителями до рождения ребенка (т.н. «запланированное усыновление»).

Заблаговременный подбор усыновителей наиболее актуален либо (а) при незапланированной беременности девочки-подростка из относительно благополучной семьи (характерная история такого рода легла в основу канадско-американского фильма 2007 года «Джуно» - «Juno», 2007) подробнее ►, либо (б) для матерей старшего возраста, обремененных заботой о старших детях и других членах, для которых беременность и уход за новорожденным означает критическое снижение доходов всей семьи. У запланированных усыновлений есть важные положительные стороны:

  • еще до рождения ребенок получает гарантии самой стабильной формы семейного устройства (в своих правах усыновленные дети полностью приравнены к своерожденным);

  • у биоматери снимается стресс от неопределенности будущего, что благоприятно для здоровья малыша;

  • усыновители получают возможность узнать об истории и состоянии здоровья биоматери;

  • повышаются шансы на сохранение сведений и контакты ребенка с биосемьей в зрелом возрасте;

  • растет чувство взаимовыручки и взаимодоверия в обществе в целом.
     

Почему «пробуксовывает» передача здоровых малышей на усыновление или под родственную опеку?

Во-первых, нет ни образовательной программы, ни общественного или государственного заказа на специалистов в области психологии сиротства и семейной реабилитации детей, утративших родительское попечения. Подобной «кузницей кадров» могли бы выступить далеко не только педагогические и психологические ВУЗы, но прежде всего службы патронатного воспитания и сопровождения, где специалисты получают бесценный практический опыт помощи детям. подробнее ►

Во-вторых, к сотрудникам органов опеки фактически не предъявляется никаких профессиональных требований. До сих пор не разработан (хотя появление такого курса было назначено еще на январь 2014 года подробнее ►) хотя бы краткий курс семейного права, педагогики и детской психологии, аналогичный обязательному курсу подготовки для приемных родителей. В результате семейным устройством нескольких десятков или сотен детей на территории района или города занимается человек, не имеющий базовых юридических, педагогических и психологических знаний. Отсюда: ошибки при определении статуса ребенка на различные формы семейного устройства, существенные задержки и/или неправомерные отказы в передаче ребенка на семейное устройство, общая инертность из-за страха сделать неверный шаг.

В-третьих, не предусмотрено положительного стимулирования успешной работы местных органов опеки и попечительства по подбору именно постоянных семей для детей-сирот. Нередко основная работа волонтеров и общественных организаций заключается в том, чтобы поощрять местные органы власти на такие очевидные действия, как, например, регулярное обновление фотографий в банке данных детей-сирот; выпуск еженедельной передачи о воспитанниках детских учреждений, подлежащих семейному устройству; внедрение гостевого режима. подробнее ► При соответствующих стимулах местные органы власти проявляли бы больше инициативы и творчества без «подсказок» извне.

В-четвертых, совершенно не проработан механизм подбора усыновителей до рождения ребенка (т.н. «запланированные усыновления»). На данный момент алгоритм поиска замещающей семьи для новорожденного сироты таков: биоматери предлагается дать согласие на усыновление немедленно после рождения ребенка, ребенок тут же изымается в детскую больницу «на карантин», и биомать теряет всякую возможность участия в дальнейшей судьбе ребенка. При этом никакой гарантии, что ребенок будет быстро передан на усыновление, нет. Возможность передачи ребенка на усыновление конкретным кандидатам упомянута в п. 3 ст. 129 Семейного кодекса РФ. На практике попытки биоматери передать новорожденного конкретным, уже знакомым ей, усыновителям обычно встречают активный (порой агрессивный) отпор со стороны сотрудников органов опеки и попечительства. подробнее ► В итоге в тяжелой жизненной ситуации мать предпочитает оставить ребенка в роддоме с неопределенными шансами на усыновление, хотя в интересах ребенка был бы заблаговременный поиск новых родителей с помощью органов опеки и попечительства (и с учетом мнения биоматери) из числа уже поставленных на учет кандидатов.

В-пятых, в России не практикуется сопровождение усыновителей и опекунов после принятия ребенка в семью. При возникновении любых конфликтов или трудностей в процессе адаптации нередкой реакцией сотрудника органа опеки является или предложение вернуть ребенка в детское учреждение, или попытка запугать приемных родителей. подробнее ► Понимание, что после принятия ребенка семья неизбежно останется один на один со всеми педагогическими и психологическими проблемами ребенка, – одна из главных причин низких темпов усыновления и принятия под родственную опеку не только подросших детей и детей с минимальными физическими недостатками или педагогической запущенностью, но и относительно здоровых малышей. Одно механическое увеличение денежных выплат не решает проблемы, т.к. нет достаточного выбора квалифицированных специалистов по долгосрочному сопровождению принимающих семей (как частных, так и по программе ОМС). подробнее ►

Если говорить о причинах этих явлений с точки зрения общественного сознания, то, на мой взгляд, многое объясняется двумя мифами:

  • «В нормальном детском доме ребенку хорошо» - отсюда, например, невысокие ожидания к профессиональным навыкам сотрудников органов опеки по поиску замещающей семьи; и

  • «Любовью можно исправить все!» - отсюда отсутствие исследований в области психологии сиротства и нарушения привязанности, которые имеют значение именно для стабильного устройства ребенка в семью.

Подробнее о мифах общественного сознания россиян, которые препятствуют реформированию существующей системы воспитания детей-сирот, приглашаю почитать в разделе «Мифы» (справа).
 

Как исправить ситуацию?

(1) Реформирование организаций для детей-сирот интернатного типа в семейно-профессиональные формы воспитания: семейно-воспитательные группы внутри организации для детей-сирот, семейные детские дома, патронатные семьи, детские деревни SOS. подробнее ►

(2) Подготовка специалистов (психологов, психиатров, логопедов, дефектологов) для реабилитации детей-сирот в целях подготовки на усыновление или опеку, а также для сопровождения принимающих семей на базе реформированных организаций для детей-сирот, включая службы патронатного воспитания и сопровождения подробнее ►:

  • общефедеральная программа подготовки, повышения квалификации и аттестации специалистов по сопровождению замещающих семей, включая программу для ВУЗов по психологии сиротства, нарушению привязанности и т.д.;

  • привлечение к сопровождению замещающих семей частных специалистов и негосударственных организаций путем компенсации их услуг за счет бюджетных средств (например, система «купонов» на определенное количество занятий с логопедом в месяц, по которым специалист сможет получить возмещение из фондов ОМС или ФОСС).

(2) Обязательная общефедеральная программа подготовки и аттестации специалистов органов опеки и попечительства (с экзаменом, аналогичным ЕГЭ), а также регулярные курсы повышения квалификации и переаттестации этих специалистов.

(3) Прямое бюджетное стимулирование субъектов РФ и/или органов местного самоуправления (в зависимости от того, какой уровень власти выполняет функции органов опеки и попечительства в данном регионе):

  • премия-выплата в бюджет соответствующего уровня устанавливается за каждого ребенка, переданного либо на усыновление, либо под родственную опеку (дети, для которых не нашлись усыновители или опекуны из числа родственников, передаются на патронат в общем порядке);

  • в течение нескольких (не менее 3-5) лет после устройства ребенка в семью уполномоченный федеральный (т.е. независимый от местных властей) орган осуществляет независимый контроль за условиями проживания и воспитания ребенка;

  • перечисление выплаты происходит по частям на протяжении всего испытательного срока и при условии, например, (а) нахождения ребенка в семье на протяжении всего этого срока и (б) положительных результатов мониторинга показателей смертности и/или увечий усыновленных или подопечных детей, их общего состояния здоровья, показателей психологического благополучия;

  • премия-выплата устанавливается в существенном для местного бюджета размере, например, – годовой стоимости содержания ребенка в интернате;

  • местный бюджет получает определенную свободу в выборе целей, на которые будет направлена премия-выплата: например, оговаривается, что половина выплаты может быть направлена исключительно на образовательные и социальные цели, а остальное – на полное усмотрение соответствующего бюджета.

(4) Планомерный поиск усыновителей до рождения нежеланного ребенка:

  • внесение изменений в Правила передачи детей на усыновление, утв. Постановлением Правительства РФ от 20.03.2000 № 275, для подробного описания алгоритма подбора и знакомства биоматери с будущими усыновителями; подготовки ребенка для усыновления с т.з. правового статуса; возможно, отдельный учет (и соответствующая графа в анкете) тех кандидатов, которые готовы к такого рода контактам с биоматерью;

  • обязательное обучение сотрудников органов опеки и попечительства на эту тему, в т.ч. дистанционное;

  • информационная подготовка сотрудников женских консультаций, поликлиник, гинекологических центров, для переадресации женщин, задумавшихся о передаче ребенка на усыновление, в органы опеки и попечительства по месту жительства матери для поиска будущей семьи, стенды в женских консультациях и т.п.; снятие негласного табу с этой темы;

  • социальная реклама типа: «Мы найдем новую семью вместе!», «Если ты не готова воспитывать своего ребенка, это не значит, что у него не может быть любящей семьи».